Сразу после церемонии награждения в интервью «СЭ» старший тренер мужской сборной Украины Виталий Дуброва разложил по полочкам бронзовый путь Якова Хаммо и рассказал, как ему самому пришлось установить рекорд по децибелам в Ледовом дворце «Алау».
КРЕПЧЕ ТОЛЬКО РИНЕР
— Когда вы увидели результаты жеребьевки, каковыми вам показались перспективы Якова Хаммо в Астане?
— Сразу подумал, что ключевая схватка будет с Ренатом Саидовым, которому Яша проиграл в четвертьфинале Европейских игр. Но, несмотря на то поражение, думаю, россиянин нас боялся куда больше, чем мы его. Потому что он еще в Баку ощутил на себе всю силу Хаммо.
— А какая победа далась Хаммо тяжелее -во втором раунде над Саидовым или все-таки в третьем — над Тангриевым?
— Обе схватки были сложные. Яша очень опасался встречи с опытным и возрастным дзюдоистом из Узбекистана. Тангриев, можно сказать, его кумир. К тому же, достаточно легко выиграл у него в декабре прошлого года на Grand Slam в Токио. Обнадеживало то, что у Тангриева много сил отняла победа над литовцем Мариусом Пашкявичусом. Я предполагал, что две подряд тяжелые схватки он выдержать не сможет, так и получилось.
— А о чем вы думали, когда до конца схватки с россиянином оставалось чуть больше минуты, а ваш подопечный проигрывал «шидо»?
— Были мысли, что может повторится Баку, когда Яше набросали «шидо». Потому что и сейчас на чемпионате мира замечание ему дали не совсем справедливое. Он сделал шесть-семь атак. Саидова же никак не наказывали, хотя он практически ничего не делал. Яша выносливый и функционально хорошо готов, и мы верили в то, что он все-таки додавит соперника на последних секундах. И, в конце концов, у него получился бросок через грудь. И если россиянина он бросил еще аккуратно, то корейца в схватке за бронзу уже амплитудно.
— Хаммо, дважды уже фактически имея победу в кармане, на последних секундах шел на броски — так было в стартовой схватке с марокканцем Мехди Эль-Малки и затем в утешительной — с немцем Свеном Хайнле. Не хотелось посоветовать спортсмену хоть немножко сэкономить силы?
— Я наоборот ему говорил не останавливаться и бороться до конца. Яша функционально сильнее любого тяжеловеса. Крепче его будет, пожалуй, только Тедди Ринер. Эти броски получились благодаря тому, что соперники к концу схваток были уже измотаны и шли на риск. Яша же умело пользовался этим. С Хайнле на самом деле было очень сложно. Хаммо проиграл ему в июне на «Гран-при» в Будапеште. С крупными тяжами он обычно хорошо борется, в частности, потому что опережает их, а с «мелкими», такими как немец, — у него иногда возникают проблемы. Поэтому мы очень опасались Хайнле.
ЯПОНСКИЙ КЛЮЧИК
— У Рю Ситинохе, встреча с которым состоялась в четвертьфинале, нашему спортсмену не удалось взять реванш за давнее поражение на турнире в Тбилиси-2013. Что, на ваш взгляд, он мог сделать иначе, чтобы на чемпионате мира все-таки одолеть японца, или этот соперник просто пока ему не по зубам?
— Яша только начинал свой путь в большом дзюдо, когда встретился с Ситинохе в Тбилиси. Это был его первый турнир по взрослым. Уровень борьбы тогда у них был совсем разный. Что случилось в Астане? Японец отключил Яше руку. А затем, воспользовавшись тем, что у того не было захвата, сделал заднюю подножку. У Ситинохе можно выиграть, и достаточно легко, как показал в финале Тедди Ринер (француз стал первым в истории дзюдоистом, выигравшем восемь чемпионатов мира подряд — Прим.А.С.). В Астане Яша в трех схватках победил соперников, которым до этого проигрывал. Думаю, мы с ним и к Ситинохе подберем ключик. Кстати, в середине сентября улетаем на двухнедельный сбор в Японию. Будем там работать и над этим тоже.
— С Ким Сон Мином, в отличие от предыдущих четырех соперников, наш дзюдоист никогда не встречался. Исходя из чего выбирали тактику на схватку за бронзу?
— Ким Сон Мин — опытный спортсмен, ему 28 лет. С ним боролись в разное время практически все наши тяжи, и Станислав Бондаренко, и Александр Гордиенко. Но честно признаться, не только я, но и вся наша делегация, была уверена, что Яша выиграет у этого представителя Кореи. Тот всегда лезет в открытую борьбу. Хаммо же очень хорош в контратаке, в итоге именно она у него и получилась. Причем, бросок вышел настолько красивый, что специалисты признали его самым лучшим в финальном блоке.
— Кстати, как получилось, что не вы секундировали Якову Хаммо, а тренер женской сборной Вячеслав Пилипенко?
— Меня отстранили еще в самом начале чемпионата, когда Георгий Зантарая боролся с дзюдоистом из Израиля. Просто если раньше удаляли с секундирования только до конца дня, то сейчас правила ужесточили, и дисквалификация распространялась на все соревнования. Прокалывают аккредитацию, и ты уже не можешь выходить к татами. В первые дни всех очень жестко наказывали, пострадал не только я и мой израильский коллега, но и грек, и итальянец. Кстати, честно говоря, мне на трибунах даже больше понравилось, потому что там можно подсказывать не только во время «мате», но даже после команды «хаджиме», что я делал и за что меня собственно и удалили во время схватки Зантарая. Голос у меня хороший. Яша и другие ребята сказали, что даже с трибун все прекрасно слышали — так что в этом даже был свой плюс.
— Что касается остальных украинских дзюдоистов, кто выступил в свою силу, а кому не удалось реализовать свои возможности в Астане?
— Я ожидал большего в 90 килограмм от Кеджау Ньябали. Он подошел к чемпионату в хорошей форме, но в первой же схватке попал на четвертого номера мирового рейтинга грузина Беку Гвиниашвили. И бой ему дать не смог. Сергей Дребот в категории 73 боролся достойно, проиграл на «голден скор». Также, как и Артем Блошенко в 100 был близок к тому, чтобы выиграть у чемпиона мира-2014 чеха Лукаша Крпалека.
Марина Черняк тоже показала хорошую борьбу, победила хозяйку татами Александру Подрядову, выиграла у кубинки, которой до этого дважды проигрывала — Даярис Альварес Местре, справилась с сильной румынкой Моникой Унгуряну. Был у Марины шанс и в схватке за бронзу. Она хорошо начала борьбу с кореянкой Чон Бо Кен. Две атаки провела, но потом пропустила бросок, который на нашем жаргоне называется «бычок». В прошлом году такой же прием применила в схватке с Черняк француженка Амандин Бушар. Это одно из слабых мест Марины. И соперницы видимо, его уже изучили. На предыдущем чемпионате мира она заняла седьмое место, на этом — пятое, надеюсь, следующий год будет еще лучше.
НЕ ТРАГЕДИЯ
— Голан Поллак тоже свою схватку выиграл за счет того, что нашел слабое место у Георгия Зантарая?
— До этого они четыре раза боролись, и всегда выигрывал Георгий. Возможно, он немножко недооценил Поллака. Помимо этого, очень долго, почти три часа после начала соревнований, ему пришлось ждать своей схватки — пересидел немножко. Когда я к нему подходил, он все спрашивал: «Тренер, когда уже на татами пойдем?». Георгию надо было сначала немного измотать соперника, а потом уже атаковать. Он поторопился, а отыграться уже не смог.
Хотя если бы дали израильтянину третье «шидо», а основания были, схватка могла пойти по другому сценарию. В любом случае я считаю, что это очень хороший опыт за год до Олимпиады. Мы проделали огромный объем работы, возможно, даже немного перестарались. В принципе, мы тренировались в том же режиме, что и в предыдущие годы. А нужно было, наверное, под конец нагрузку сбавить и сэкономить силы. Георгию все-таки уже почти 28. Это поражение — не трагедия, немного отдохнем и будем работать дальше.
— Чем вообще запомнится вам предолимпийский чемпионат мира?
— В первую очередь, тем, что он получился самым сильным за последние три года, плюс доминированием Азии. Японцы вязли шесть золотых медалей, корейцы — две и много призовых мест. Мощно выступили представители Казахстана и Монголии. У европейцев в мужском турнире до последнего дня соревнований было всего четыре медали. К тому же отмечу, что уровень дзюдо был очень высокий, много было хороших схваток и ярких бросков. Правда, при этом у всех остались небольшие вопросы по судейству.
Не лучшее выступление европейских дзюдоистов возможно связано еще и с загруженностью календаря — это не только мое мнение! Многие тренеры сетовали на то, что пришлось делать три пика формы — в конце мая турнир «Мастерс», в июне — Европейские игры. Тедди Ринер, к примеру, Баку вообще пропускал, чтобы лучше подготовиться к чемпионату Астане.
— С этим отчасти можно связать и не совсем удачное выступление в Астане блестяще боровшейся весь сезон нашей дзюдоистки (в категории свыше 78) Светланы Яремки?
— Здесь можно провести аналогию со схваткой Георгия с Поллаком. Света тоже много раз встречалась с Ксенией Чибисовой. Трижды у нее выиграла и один проиграла — в прошлом году на Grand Slam в Абу-Даби. Поражение в Астане было точной копией того раза. Яремка бросила соперницу на «вазари», и потом попустила подхват на «иппон». Ей нужно было бороться на дистанции, а она пошла в плотную борьбу. Россиянка высокая, с длинными рычагами и наша спортсменка не смогла выстоять. К тому же, думаю, еще и психологический фактор сказался. На Свету давил груз ответственности, как на призера Европейских игр в Баку. В Астане, не будем забывать еще и об этом, в одной категории можно было заявлять по два спортсмена от страны. В том же тяжелом весе у женщин было по две китаянки, японки и бразильянки. В Рио представитель от страны сможет выступить только один. И в этом смысле бороться за медаль будет все-таки чуть легче.