Cборная Беларуси, которую с недавних пор возглавляет наш прославленный в недавнем прошлом борец Леонид Свирид, неделю назад вернулась на родину из «места, где восходит Солнце». В Японии наша делегация, конечно, не восходами любовалась, а провела насыщенный и плодотворный сбор в Мекке мирового дзюдо, в том самом Кодокане. Чтоб вы представляли: Кодокан («Дом изучения Пути») — огромное здание. По–нашему — институт, из которого ведется руководство всей организацией мирового дзюдо. В Кодокане 9 этажей, каждый из которых имеет определенное назначение. В цокольном расположен кафетерий и ряд конференц–залов. На втором этаже — парковка, банк и магазин. Третий выделен под библиотеку, четвертый предназначен для размещения дзюдоистов и гостей. На пятом находятся раздевалки, а на шестом, седьмом и восьмом этажах расположены залы для тренировок. На девятом — трибуны для зрителей. Пришлось немало потрудиться, чтобы выбить пригласительный билет в это заведение, но нынешнему руководству белорусской федерации это удалось. И сборная, составленная из 8 ударных штыков, провела здесь 10–дневный сбор, в котором, помимо наших ребят, приняли участие еще порядка 500 спортсменов из числа сливок мирового дзюдо.
Леонид Свирид загибает пальцы, перечисляя тех, с кем лицом к лицу столкнулись наши борцы в зале Кодокан:
— Только действующих олимпийских чемпионов 8 человек! Приехали сборные Азербайджана, Грузии, Монголии, Бразилии… Франция во главе с легендарным Тедди Ринером — девятикратным чемпионом мира и двукратным олимпийским чемпионом! В общем, все те, кто задает тон в мировом дзюдо. Все сборные — в сильнейших составах. Это колоссальный опыт, скажу я вам. Даже просто повариться в этом котле — большое дело, я уже молчу о возможности каждодневных спаррингов с лучшими борцами планеты. За каждым стоят свой стиль, национальные особенности, своя школа. Первая тренировка начиналась в 8.30 утра. С поправкой на наш часовой пояс — это в полтретьего ночи по минскому времени. Но никто не роптал, все работали с полной отдачей. Уровень спарринг–партнеров был просто потрясающий. Японцы тоже участвовали, присылали каждый день новых ребят из разных клубов. Дзюдо там очень популярно, и классных борцов у них невероятное количество. С японцами наши спортсмены встречаются крайне редко, а у них между тем очень своеобразный стиль. Подсмотрели, признаюсь, кое–какие приемы, которые, думаю, должны нам помочь. Словом, проделанной работой очень доволен. Вообще, попасть в Японию на такие сборы очень престижно и непросто. Хотели давно, но получилось только сейчас, чему очень рады.
— Травмы обошли стороной?
— Увы, нет, повреждение получил Дима Шершань. До этого он долго мучился с плечом. Только залечили, стал выходить на татами, тренироваться, бороться, набирать форму, планировали его заявить на чемпионат мира — и на тебе. Буквально в первый день сбора повредил в схватке ребро. Рвался продолжать занятия, но мы решили поостеречься и правильно сделали: как оказалось, предосторожность была не лишней — снимок, сделанный по возвращении в Минск, выявил перелом двух ребер.
— Назовите тех, кто принимал участие в сборе? Насколько я понимаю, это и есть костяк новой команды с прицелом на Олимпиаду–2020?
— Так и есть. Команду мы обновили на 90 процентов. Не всем это, конечно, понравилось, но мы вынуждены были пойти на такой шаг. Ничего не имею против тех, кто пытался заявить о себе в прошлых олимпийских циклах. Но! Не получилось — это факт. Поэтому давайте смотреть правде в глаза и говорить без экивоков: ожидать, что у спортсмена пойдет серьезный всплеск результатов в 27 — 28 лет, не приходится. Особенно если их и раньше не было. А нужно учитывать и то, что пик формы должен прийтись на 2020 год, на Олимпийские игры в Токио. Я все ребятам объяснил. Всем дали шанс, всех кандидатов с моим помощником Денисом Кунцевичем отсмотрели. И приняли волевое решение, сделав ставку на молодежь. Они в дзюдо не новички, показывали уровень на молодежных чемпионатах мира и Европы, где становились неоднократно призерами и победителями. Потенциал у них есть, он еще полностью не раскрыт. За год ребята уже здорово прибавили. Уверен, что и дальше будем идти по нарастающей. Назвать пофамильно? Пожалуйста: Дмитрий Миньков, Егор Воропаев, Никита Свирид, Даниэл Мукете, Дмитрий Шершань, Егор Кухаренко. У девушек — Дарья Скрыпник, Марина Слуцкая. При этом список — открытый. Каждый может доказать свое право занять в нем место.
— Ходили слухи, что Слуцкая собиралась заканчивать карьеру.
— Ситуация была непростая. Марина не смогла попасть на Игры в Рио. Почему? Я не люблю на кого–то пенять, но в данном случае были подводные течения в прошлом руководстве сборной. Марине просто не дали набрать необходимые для участия в Играх баллы. Там своя история, не хотел бы ее ворошить. Но мне пришлось действительно постараться, чтобы уговорить Марину не бросать дзюдо. У нее была депрессия, но сейчас девушка ожила. Более того, показывает замечательную борьбу, являясь первым номером мирового рейтинга в своем весе!
— Можно сказать, что у белорусского дзюдо открылось второе дыхание?
— Хочется на это надеяться. В Токио нынешние юноши станут мужичками, многим исполнится по 24 года. Отличный возраст для действительно больших побед!
Сегодня утром сборная в том же боевом составе отправилась на еще один престижный подготовительный сбор — в Испанию, где соберется порядка 800 человек со всего мира. Затем на повестке дня представительный турнир в Минске — European Open, потом сбор под эгидой Европейского союза дзюдо в Стайках. А там и чемпионат мира не за горами. И с него в кои–то веки наша сборная планирует вернуться не с пустыми руками…