Анджело Паризи: «Отсутствие денег не мешало побеждать»

Дзюдоист Анджело Паризи — один из самых титулованных французских атлетов. Многократный чемпион Европы, Франции и Англии, обладатель четырех олимпийских медалей.

Картинки по запросу

С какими чувствами вспоминаете сегодня Олимпиаду-80?
— Москва оказалась самым счастливым городом в моей спортивной судьбе. В 27 лет я стал первым французским дзюдоистом, выигравшим золотую медаль Олимпиады. Кроме того, в Москве я завоевал еще и «серебро».

— Самые памятные схватки?
— В одном из боев мне удалось взять верх над олимпийским чемпионом 1976 года Сергеем Новиковым. А в финале победил соперника из Болгарии.

— Наша публика, конечно, болела за своих?
— Я выступал в Советском Союзе еще до Олимпиады. Поэтому в вашей стране меня хорошо знали и тепло принимали. От меня ждали спектакля, так как я всегда стремился эффектно выиграть поединок иппоном. Это все равно, как в боксе завершить бой нокаутом. К тому же в своей категории супертяжеловесов я был самым легким, весил 105 килограммов, тогда как другие — от 130 до 160. Словом, выступал в роли Давида, который сражался сразу с несколькими Голиафами. Поэтому русская публика за меня болела — ей нравилось, что самый «маленький» расправлялся с «гигантами».

— К сожалению, многие спортсмены не смогли приехать в Советский Союз из-за бойкота.
— Действительно, для атлетов, которые годами готовились к Играм, это был ужасный удар. Я за них переживал. Очень жаль, что политика вмешалась в спорт. Но французы в Москву все-таки приехали, хоть и в меньшем составе, чем обычно. Нам удалось завоевать 14 медалей, среди них шесть золотых. Бойкот не испортил праздника ни спортсменам, ни зрителям, которые азартно поддерживали как своих, так и чужих. Олимпийский механизм работал как часы, и в этом огромная заслуга организаторов. Безопасности атлетов ничто не угрожало.

— Вас называли gentleman fighter — джентльмен-боец.
— Я выходил на татами «с открытым забралом». Не прибегал ни к каким уловкам. Не притворялся. Честно вел поединок.

— Говорят, однажды на соревнованиях в Тбилиси Вы специально проиграли в финале грузину. Для него это был очень важный бой — победитель получал звание мастера спорта международного класса.
— Было такое. В Грузии меня настолько хорошо принимали, что я решил уступить своему симпатичному сопернику. Все это поняли и были страшно тронуты. Помню, как публика скандировала: «Паризи! Паризи!» Да и вообще в Советском Союзе меня любили.

— Чем объясняете нынешнюю популярность дзюдо во Франции?
— В этом огромная заслуга наших атлетов. Когда я начал выступать за сборную, дзюдо во Франции занимались 250 000 человек, а к концу моей спортивной карьеры — в два раза больше. В парижском пригороде Гуссенвиль в мою честь даже назвали спортивный зал.

— Свою первую бронзовую олимпийскую медаль Вы завоевали в 1972 году на Играх в Мюнхене. Как получилось, что тогда Вы выступали за сборную Англии?
— Я родился в Италии — в городке Арпино, расположенном между Римом и Неаполем. Когда мне было три года, наша семья эмигрировала в Англию. Сначала я увлекся регби, и только в 15 лет занялся дзюдо. Быстро добился успехов, стал чемпионом Англии. Меня взяли в сборную, в составе которой я несколько раз побеждал на европейских первенствах. Потом, женившись, перебрался во Францию. В Советский Союз приехал уже будучи французом. На следующей Олимпиаде, проходившей в Лос-Анджелесе, меня выбрали знаменосцем.

— Насколько я понимаю, для Вас дзюдо — больше, чем спорт.
— Дзюдо — это набор ценностей, которые формируют личность. Они нужны как в спорте, так и в жизни. Ты учишься преодолевать испытания, познавать самого себя. Оценивать соперника, видеть его сильные и слабые стороны, относиться к нему с почтением. Успех не должен кружить голову, но и после поражения нельзя впадать в уныние. Настоящий дзюдоист — как правило, хороший человек.

— За последние десятилетия в большом спорте безумно возросла роль денег…
— Когда я выступал, денег в дзюдо не было совсем, но это не мешало нам побеждать. Кстати, в то время в Советском Союзе чемпионы получали больше, чем во Франции. Не деньгами, конечно, а различными привилегиями: квартира, автомобиль и т.д. Сегодня самый известный французский дзюдоист, тяжеловес Тедди Ринер, зарабатывает больше миллиона евро в год, тогда как я получал раз в тридцать меньше.

— Тем не менее свою жизнь Вы посвятили дзюдо.-
— В течение шести лет тренировал сборную Франции. Помогал разным клубам. Сейчас по-прежнему делаю все для популяризации дзюдо, в том числе в преддверии Олимпиады-2016. Работаю в министерстве по делам молодежи и спорта. Когда уйду на пенсию, вернусь на свою историческую родину. Хотя я прожил почти всю жизнь в Англии и Франции, в душе остался итальянцем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *