Несколько недель назад IJF организовали образовательное путешествие по Ирану, одним из лидеров которого была француженка Жевриз Эман — трехкратная чемпионка мира, бронзовая медалистка Олимпиады, пятикратная чемпионка Европы. В этом интервью она рассказала о том, зачем она поехала в Иран, о своей карьере, женском дзюдо, завершении выступлений и планах на будущее.
Почему ты вообще поехала в Иран и чего ты ждала?
Я довольно давно занимаюсь программами гуманитарной помощи, стараюсь помогать людям в беде и в частности детям. Я всегда хотела отдавать больше времени этому, и после конца карьеры это стало реальностью. Я стала членом комиссии IJF «Дзюдо для мира», и эта поездка как раз соответствовала тому, что я хотела.
Я хочу продвигать дзюдо, да, но это не самое главное. Главное — это ценности, хочется, чтобы люди учились толерантности, уважению, открытости миру, используя дзюдо как инструмент. В Иране было много целей — я хотела продвинуть женское дзюдо, показать, что женщины могут многого добиваться, хотела посмотреть, что изменилось в стране после революции, познакомиться со страной, с иранскими женщинами, понять, насколько мое представление о них соответствует действительности.
Если честно, для меня было непросто принять, что надо, например, в обязательном порядке накрывать голову на людях. Это не мои обычаи, но раз это обязательно в Иране, пришлось мириться с этим. Но на татами в соответствии с моими ценностями и правилами IJF я могла быть без накидки. Я думаю, что твоя форма на татами должна быть одинакова для всех вне зависимости от цвета кожи, религии, пола, политики. Ну только пояса могут быть разные из-за разного уровня.
Что произвело на тебя впечатление? Как прошли твои тренировки с местными девушками?
Я почувствовала большую волну энтузиазма, желания учиться, достигать чего-то. Тренировки прошли очень круто, были дзюдоистки самого разного уровня, что показывает, что Иранская Федерация развивает дзюдо в самых разных направлениях. У местных дзюдоисток выдающаяся гимнастическая подготовка, это поражает. У них неплохая техника, они хорошо работают в партере, даже обладательницы цветных поясов.
У тебя была потрясающая карьера. Как думаешь, почему важно таким успешным дзюдоистам как ты делиться опытом и тренироваться с начинающими?
По ряду причин — важно стирать границы, у нас всех есть много вещей, в которые мы верим, они нам нужны, это не так плохо, но нельзя ограничиваться только этой верой, нужно быть открытым, быть любопытным и не иметь строгой позиции по чему-либо, пока ты не уверен, что ты на 100% разбираешься в этом. Мы все учимся, все общаемся, в дзюдо Уке без Тори не имеет никакого смысла. Поэтому важно путешествовать, встречать людей, узнавать их поближе, обмениваться опытом. Соцсети развиваются, но реальное общение ничего не заменит.
Каким ты видишь будущее иранского дзюдо и конкретно женского?
Из того, что я увидела, — женское дзюдо в Иране имеет очень неплохие перспективы. Президент Федерации работает над сменой менталитета местных жителей — им пора понять, что женщины тоже могут заниматься дзюдо и достигать успеха в нем. Они ищут таланты в разных регионах страны, скоро начнут выезжать чаще на турниры и сборы за пределы Ирана, это неизбежно приведет к тому, что у них появятся те, кто сможет бороться с представителями сильных стран.
О чем ты рассказывала иранским девушкам?
Я немного уже коснулась этой темы. В основном — я хотела донести до них, как важно быть толерантной, мирной, говорила о роли женщины в обществе, об амбициях, работе, попытках, вере, самоотдаче… много о чем. Это все становится очень важно в современном обществе, где в пару кликов можно получить все, что захочешь. Девочкам надо верить в себя еще сильнее чем парням. Мы все еще живем в патриархальном обществе, где амбиции, успех и достижения зарезервированы для мужчин. Время идет, все меняется, и нам надо продолжать показывать, что девушки тоже могут делать все, что они захотят и добиваться всего, чего захотят.
Ты недавно завершила карьеру. Как это произошло? Ты готовилась к этому?
На самом деле я закончила раньше чем сделала это официально. Нужно было время, чтобы все обдумать, понять, что пора посмотреть на себя в зеркало и сделать это без сожалений. Важно быть готовым закончить карьеру психологически, а то может накрыть сильная депрессия. Я же отдала этому всю жизнь, поэтому это было непросто.
Чем занимаешься теперь?
Работаю преподавателем в INSEP (Французский Институт Спорта), у меня две миссии — тренировать и сопровождать спортсменов национальной команды, я помогаю им определиться с их планами на жизнь, связать обычную жизнь и спортивную, сопровождаю их на соревнованиях, тренировках и экзаменах. А еще я тренер юношеской сборной.
Какие у тебя профессиональные планы?
Ой, ну я не могу все сейчас рассказывать (смеется).
Какую роль дзюдо может и должно играть в обществе?
Как и любой спорт, дзюдо должно занимать важную роль. Оно основано на моральном коде, который помогает формировать тело и мышление. Это инструмент, который помогает личностям в любом возрасте выражать себя, развивать свое тело и дух с положительным влияние на частную и публичную жизнь. Обидно, что некоторые политики отодвигают спорт на задний план — это неправильно, спорту должно уделяться больше внимания в некоторых регионах.
Чему дзюдо научило тебя?
Кроме обратки? (смеется). Дзюдо помогло мне вырасти с пониманием, что нужно много работать и уважать других. А еще научило скромности и в то же время тому, что надо добавлять немного сумасшествия во все, что делаешь.
Что бы ты хотела сделать теперь в рамках образовательных программ?
Я была бы рада устроить такое путешествие по Камеруну — моей Родине. Это важно для меня. Но в целом любой проект нашей комиссии максимально интересен, все страны очень интересны. Моя главная мечта, чтобы все, что мы сейчас делаем, принесло реальный социальный эффект.