О том, какого это быть мамой и тренером самой юной чемпионки мира в истории дзюдо Светлана Кузнецова рассказала в интервью «СЭ».
— В видеоролике, который Международная федерация дзюдо (IJF) выпустила к старту чемпионата мира в Баку, вашу дочку назвали вундеркиндом. Вы с таким определением согласны?
— Да, потому что она в очень раннем возрасте добилась успехов, к которым другие идут годами. Даша, однозначно, уникум, таких спортсменов в истории дзюдо единицы.
— Чего больше в ее победах — генов, таланта или трудолюбия?
— Трудолюбия, однозначно. Даша — большая труженица. У нас главная задача перед серьезными соревнованиями ее придержать, остановить, не перегрузить, потому что она в работе меры не знает. Я так говорю не потому, что она наша дочка, поверьте! Если прибежать, но нужно прибежать первой, независимо от того со старшими девочками или с ребятами она выходит на старт. Если она вторая, то очень сильно огорчается.
— Когда Даша, еще будучи совсем маленькой, занималась художественной гимнастикой это стремление быть первой тоже было заметно?
— Нет, художественная гимнастика ей была не по душе. Скажу вам честно. отдать ее туда было моей идеей. Мне этот вид спорта очень нравился, там все такие красивые, женственные, грациозные. Мне хотелось, чтобы моя девочка была такой же.
— А когда вы впервые заметили у нее сумасшедшее желание побеждать?
— Наверное, уже когда она стала заниматься у меня. Если на тренировках были какие-то игры, эстафеты или футбол, ей хотелось, чтобы ее команда обязательно выиграла. Она не могла поражение пережить. Точно также и в школе, когда вывешивали рейтинг оценок и она опускалась на второе или третье место, ее это очень сильно беспокоило. «Даша, — говорила я ей. — Я же тебя никогда не ругаю за оценки!» А она всем равно плакала.
— Даша рассказывала, что во время взвешивания на чемпионате мира судья спросила ее: «Девочка, что ты делаешь в дзюдо?» Вам в свое время такие вопросы не задавали?
— (Улыбается). Задавали, но во- первых я не боролась на таком уровне, как Даша. А во-вторых, она совсем нестандартная для дзюдоистки. Как мы говорим, модель. А главный тренер нашей сборной Виталий Викторович Дуброва в шутку добавляет: «Новая модель борца».
— Как ваша дочка попала в дзюдо мы все знаем, а как на татами оказались вы?
— Моя мама работала завучем спортивной школы, меня сначала отдали на фехтование. Я занималась с Вадимом Гутцайтом, Сергеем Голубицким. Моим тренером была Анна Станиславовна Черненко. Она сейчас живет в Америке. А потом в один прекрасный день объявили набор на дзюдо, и все девчонки ринулись туда. В конце 80-х единоборства были очень модными. И вот я, еще занимаясь фехтованием, попробовала дзюдо. Виктор Иванович Кощавцев так нас увлек, что со временем я полностью сконцентрировалась на дзюдо. Каких успехов добилась? Была призером чемпионата СССР по молодежи, чемпионкой Украины.
— Приходилось слышать от коллег, что дочка на татами похожа на вас?
— Нет, не на меня, не на мужа она по стилю борьбы не похожа. Это может еще от фактуры зависит. У Даши длинные рычаги, папа у нас более коренастый, я тоже другого телосложения. Дочка, как мне кажется, очень грациозна на татами.
— Мне показалось, что в полуфинале после того, как Даша бросила на оценку «вазари» олимпийскую чемпионку Рио Паулу Парето из Аргентины, у вас на глазах появились слезы.
— Возможно, потому что нервы уже не выдерживали. Естественно, после победы мы все прослезились. Вообще, ради того, чтобы испытать такое, конечно, стоило столько работать.
Знаете, когда мы возвращались с чемпионата мира, прямо в аэропорту к нам подходили незнакомые люди и поздравляли. А один мужчина даже расплакался.
Спасибо всем, кто болел за нас и всем, кто закладывал фундамент для этого успеха — наша спортивная школа, министерство, федерация, НОК. Без вас у нас бы ничего не получилось.