Основные кандидаты на завоевание путевок на Игры-2020 среди таджикских дзюдоистов ведут подготовку к завершающей стадии олимпийского отбора.
Наступивший сезон станет самым важным. Сначала определятся участники турнира по дзюдо на Олимпиаде, а затем им предстоит борьба за олимпийские медали в Японии
Заслуженный тренер России, бывший наставник бронзового олимпийского призера Расула Бокиева Владимир Ельчанинов поделился со Sputnik Таджикистан итогами прошлого сезона и обозначил планы на новый.
— Владимир Николаевич, подведите итоги прошлого сезона.
— Для дзюдоистов Таджикистана он стал самым успешным по сравнению с прошлыми годами. Так, появился первый чемпион мира среди юниоров — Сомон Махмадбеков. Он и Бехруз Ходжазода стали пятыми на чемпионате мира в Японии, чуть-чуть не дотянув до бронзовых медалей.
Усилиями Комроншоха Устопириена, Бехруза Ходжазоды, Темура Рахимова и Сомона Махмадбекова были завоеваны пять наград в рамках IJF World Tour. Удачно выступили они на чемпионате Азии в Эмиратах, завоевав два серебра и заняв три пятых места. Новый сезон – самый важный и ответственный.
— Как вы считаете, Таджикистан претендует на путевки в Токио?
— Конечно, впервые Таджикистан претендует на 3-4 олимпийские путевки. В весе 73 кг мы, считайте, уже точно взяли путевку. Немного надо добрать Устопириёну в весе 90 кг и Рахимову — свыше 100 кг. Если это получится, то четвертую путевку от Азиатского союза дзюдо возьмет Акмал Муродов в весе 81 кг. Осталось 8 отборочных турниров, в частности, чемпионат Азии и последний «Мастерс» до Олимпиады в Токио.У
Спортивное руководство страны определило 6 человек, которых стали финансировать для отбора на ОИ. К сожалению, мы плохо использовали предыдущие сезоны, набрали мало очков. Некоторые спортсмены показывали нестабильную борьбу и проигрывали в первых схватках.
Акмал Муродов, оказывается, был болен и пришлось его лечить, а Шакар Мирмамадов (призер Азиатских игр) до сих пор не получил денег ни на один турнир. Если бы спортсмены больше набрали очков в тот период, то сейчас мы бы уверенно говорили о четырех путевках на Игры.
— Какова сейчас ситуация в рейтинге?
— Сейчас ситуация выглядит следующим образом. Махмадбеков имеет 2842 очка и 13-е место в рейтинге. Если убрать страны, имеющие двух спортсменов, а допускают только одного от страны, то он сейчас 10-й. Если он наберет еще 500 очков, то сможет попасть в восьмерку сильнейших и получит преимущества при жеребьевке.
Ходжазода — 2286 очков, 19-е место или 13-е с учетом двойных результатов других стран. У Бехруза сейчас сложная ситуация, проигрывая Сомону почти 600 очков, ему трудно будет его обойти, тем более имея серьезную травму ребра. Из 16-ти стартов в 2018-2019 он взял 4 медали! Чтобы опередить Сомона, ему нужно завоевать на две медали больше, чем у Махмадбекова.
Рахимов — 1821 очко, 22-е место, или 15-е с учетом других стран. Но за ним есть еще ряд спортсменов, способных его обойти. И в первую очередь это Тедди Ринер.
Устопириен — 1796 очков, 22-е место, и 17-е с учетом других стран. Ему необходимо еще набрать 300-400 очков, чтобы не вылететь из основного списка. Учитывая его нестабильную сейчас борьбу (7 стартов по одной схватке), ему нельзя расслабляться.
Замыкают шестерку лучших – Акмал Муродов и Шакар Мирмамадов, и этот заключительный период перед Олимпиадой покажет, смогут ли они попасть в Токио. Остальные спортсмены из Таджикистана не имеют никаких шансов участия в Играх из-за отсутствия результатов и малого количества олимпийских очков.
— Кто вас удивил в прошлом сезоне?
— Главным открытием прошедшего года, конечно, стал Сомон Махмадбеков, став чемпионом мира среди юниоров и пятым на чемпионате мире среди взрослых. Его успехи и результаты говорят о том, насколько важно заниматься профессионально своим делом. Эргаш и Фотех Махмадбековы создали великолепные условия для него и других спортсменов своего клуба в Иркутске. У них работают тренеры из Монголии и Японии, которые осуществляют грамотную специальную работу.
За последние два года Сомон стартовал на 23-х крупных соревнованиях. Чтобы получить медали, нужно вложить много денег в тренировочный процесс, медико-биологическое сопровождение, фармакологию, питание и содержание в быту спортсмена, чтобы он не думал о хлебе насущном.
По моим подсчетам, только для участия в одном отборочном году к Олимпиаде требуется 20-25 тысяч долларов. Братья Махмадбековы смогли все это организовать, и поэтому в их клубе есть результаты на самых крупных турнирах. Сейчас их клуб проводит сборы в Японии. На соревнования с Сомоном приезжает 2-3 тренера и врач-массажист. Вот это деловой подход к своей работе.
Многие тренеры завидуют Эргашу, и я в том числе. К сожалению, у моих учеников — Р. Бокиева, Н. Асронкулова, К. Устопириена, Ш. Мирмамадова и других никогда не было такого финансирования. Следовательно, если мы хотим выигрывать олимпийские медали, то необходимо решать проблему финансирования ведущих спортсменов. Без этого не получится.
— Что еще важно, кроме финансирования?
— Кроме денег, необходимо изменить систему подготовки ведущих борцов страны. У нас есть главный тренер сборной команды, но самой сборной нет. Сборники должны тренироваться все вместе под присмотром тренеров сборной команды, совершенствовать свои тактико-технические навыки и корректировать свои ошибки. Так тренируются все ведущие спортсмены мира, но наши предпочитают свои клубы, где нет хорошего спарринга, а бывает, что нет и простых условий для тренировочного процесса (теплых раздевалок, душа, туалета и т.д.).
Я многократно призывал ведущих пахлавонов вместе тренироваться, но, увы, не получается. Не говоря о том, что профессионалы должны тренироваться 2 раза в день. Надеюсь, что все будет хорошо, и таджикские дзюдоисты будут радовать своих болельщиков.