Наставник сборной Украины по дзюдо Виталий Дуброва рассказал Sport.ua о первых впечатлениях от пребывания в олимпийском Токио и о том, как чувствуют себя лидеры возглавляемой им команды Дарья Билодид, Георгий Зантарая и Яков хаммам за считанные дни до выхода на японские татами.
— Сегодня начинается уже третий день, как мы прилетели в Токио, — берет слово Виталий Викторович в тот момент, как в японской столице была 7:30 утра, а в Киеве часы показывали в половине второго ночи. — Я говорю сборную по дзюдо в целом, за исключением Дарьи Билодид, Артема Лесюка и их личных тренеров. Они прилетели в Токио на сутки раньше, потому что бороться уже в ближайшую субботу. Пока нам трудно. Обычно адаптация к часовому поясу наступает через трое суток, поэтому немного мучаемся. Но ничего, пройдет. Проснулись в семь утра. Сейчас, после небольшой прогулки олимпийским поселком пойдем завтракать. Затем проведем короткое, где-то на 45 минут, тренировки.
— Перед отлетом в Японию наши спортсмены опасались широко анонсированных полных карантина. Как они выглядят изнутри?
— Как будто ничего удивительного. Привычные для нашего времени меры — нужно носить маски, придерживаться дистанции, избегать объятий и рукопожатий. Однако в действительности контроль не столь строг, как об этом говорили. Единственное — наше пребывание в Токио ограничиваться территорией олимпийской деревни. Мы не имеем права покидать зону баббл. Можем выезжать только на соревновательные арены или тренировочные площадки. Выходить в город нам запрещено. То касается всех, кто проживает в Олимпийской деревне.
— Для вас как тренера это проблема? Ведь не секрет, что спортсменам не помешало бы развеяться с помощью прогулки по городу.
— Оно так, но в таких условиях во времена пандемии мы уже привыкли. В баббл мы находимся во время всех международных соревнований. Такие нынешние реалии. Меня радует, что территория Олимпийской деревни — большая. Здесь есть где пройтись, прогуляться. Даже есть небольшой парк и набережная. Для меня эта Олимпиада — третья и поселок в Токио больше по сравнению с Лондоном и Рио-де-Жанейро.
— На территории олимпийской деревни уже зафиксирована первая лицо, заразился Covid-19. Кроме того, на изоляцию из-за возможного контакта с больным коронавирус в самолете отправлена Украинская спортсменка Виктория Ус. Не возникает опасения, что это только начало?
— На протяжении трех дней меры безопасности были неизменными и не усиливали. Ежедневно сдаем ПЦР-тест. При этом у нас не берут мазка из горла. Плюем в пробирку.
— Условия проживания устраивают? Отдельные спортсмены жаловались на «картонные» кровати в номерах, которые, мол, могут в любой момент развалиться.
— Живем в блоках по две двухместных комнаты с общим на всех четырех санузлом. Также есть небольшая гостиная — со столиком и стульями. То есть условия проживания привычные. Кровати действительно бумажные. Но они очень прочные. По крайней мере, проблем пока не возникало ни у кого. Даже у меня и Яши Хаммо, хотя мы люди довольно габаритные. Наши кровати пока цели (смеется).
— Меню в столовой удовлетворяет?
-В общем, да. Выбор большой, но без особых деликатесов. Можно выбирать между европейской, азиатской, мусульманской кухнями. Еда на любой вкус, столовая работает круглосуточно. Наконец, так же было и на предыдущих Олимпиадах. Есть определенные стандарты и организаторы придерживаются. Кстати, живем мы в «борту 2». Всего таких домов 18. Наш расположен очень удобно, потому что находится в нескольких минутах ходьбы от столовой, рядом с фитнес-залом. Автобусы на соревновательные и тренировочные объекты тоже уезжают почти от нас.
— По соседству с Украинской живут белорусская, румынский и катарская команды. Общаетесь с ними?
— Сейчас нет. Вот прошлой ночью заехали грузинские дзюдоисты. Пока с ними тоже не пересекались. У каждого пока свои заботы. Обживаемся.
— Понятно, что к дзюдо как к национальному виду спорта в Токио приковано особое внимание. Наши главные звезды — Дарья Белодед, Георгий Зантарая — их не беспокоят?
Пока да. Ни Даши, ни Гео журналисты еще не трогали. Возможно, это связано с карантинными ограничениями. Возможно, что-то изменится, когда поедем на тренировку в «Кодокан».
— В поведении подопечных чувствуется предстартовая нервозность?
— Какой-то особой напряженности еще не заметил. Борцы пока выглядят расслабленными. Они скорее вовлекаются в олимпийский режим. Кроме акклиматизации длится также и процесс психологической адаптации.
— Лучше вы чувствуете личного питомца Зантарая, с которым проводите уже третью Олимпиаду. предыдущие две он ехал в статусе фаворита, но проигрывал в стартовых схватках. Сейчас, чего греха таить, от Георгия особых свершений не ожидают. Что для него лучше — давление, не дает расслабиться, или отсутствие внимания, когда можно выступать раскованнее?
— На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Георгий — максималист, он осознает, что это его последний олимпийский шанс. Пока Зантарая выглядит спокойным. Но что происходит у него в душе, даже мне трудно сказать. Однако зная амбициозность Гео, предполагаю, что тот факт, что его рассматривают в статусе фаворита, его задевает. Зантарая захочет показать тем, кто в него не верит, что они ошибаются. Вместе с тем, мы понимаем, что успешность выступления зависит от многих мелочей, начиная от жребия. И от того, с какой ноги спортсмен проснется утром перед стартом, настроение у него будет.
— В период таких ответственных стартов спортсмены и их тренеры становятся особенно суеверными. Вы не исключение?
— Не исключение. Уверен, что свои предрассудки имеют все спортсмены. Просто кто-то об этом не говорит. У каждого атлета есть особые привычки, фартовый одежду или предметы. Другое дело, что иногда приметы работают, а иногда нет. К примеру, в тот день, когда Яков Хаммам боролся на чемпионате мира-2021 в Будапеште, я надел ту же футболку, что и в день, когда он выиграл бронзу мирового первенства-2015. И сейчас Яши тоже получилось стать третьим. На этот раз примета сработала.
— Своей бронзой Яков заявил о медальные амбиции на Играх. Но не рано он раскрылся? Не был июньский чемпионат мира досрочным выходом на пик?
— Нет. Потому что считаю, что на чемпионате мира Яша показал свой максимум. Он выступил хорошо, но при отсутствии лидеров весовой категории свыше 100 кг во главе с двукратным олимпийским чемпионом Ринер из Франции, чемпионом мира-2018, грузином Гурам Тушишвили был способен и на большее. Хаммам мог стать чемпионом. Поражения в четвертьфинальной схватке от бразильца Рафаэля Силвы могло и не быть. Так или иначе, бронза чемпионата мира должна добавить Якову уверенности в своих силах. В этом году он принимал участие в двух стартах — на «Мастерсе» в Дохе тоже получил бронзу. Хаммам сейчас готов бороться не просто за медали Олимпиады, а также золота. Вижу, что у Яши есть такие амбиции.
— Зато Дарья Белодед, которая значительную часть межолимпийского цикла оставалась непобедимой, выиграла по два чемпионата мира и Европы, в прошлый раз была первой еще в феврале 2020-го, когда победила на Grand Slam в Париже. После этого были и поражения, и схождение с дистанции из-за травмы.
— Даша поехала в Токио только с одной целью — выиграть золото. О других награды она не думает. Но надо признать, что перенос Олимпиады в год не пошло на пользу ни Зантарая, ни Билодид. И если в случае с Гео главным соперником является возраст (Зантарая — 33 года — авт.), То Дарья чувствовала психологические проблемы, связанные с необходимостью содержаться в пределах веса до 48 кг. А поражения? После беспроигрышных 2018-2019-го неудачи в 2020-м и в этом году, с одной стороны, явление положительное. Они позволили увидеть свои ошибки, обратить тщательнее внимание на конкуренток. Наряду с тем, поражения не добавили Билодид уверенности. Будет неправильно сказать, что Даша пошатнулась психологически, но человек, который не привык проигрывать, реагирует на неудачи по-особенному. В конце концов, личное общение с Билодид показывает, что настроена она по-боевому.
— Дзюдоисты и вы лично собираетесь участвовать в церемонии открытия Олимпиады?
— Да. Планируем посетить церемонию всей командой, за исключением борцов, выступающих в первый соревновательный день — Даши Билодид и Артему Лесюка надо выйти на татами следующий после открытия день, 24 июля. Другие не хотят терять такой возможности. В том числе и Георгий Зантарая, который в предыдущих двух Олимпиадах на церемонию открытия не попадал. Такие события позволяют проникнуться олимпийским духом сполна. Лиза Каланина, Настя Турчин, Кеджау Ньябали, и я планируем принять участие в открытии Игр. Как по мне, именно для таких мгновений, чтобы почувствовать свою причастность к этому событию, спортсмены и тренируются.