На все вопросы даст ответы Лондон

В эти дни ведущие дзюдоисты Казахстана, получившие олимпийские путевки в Лондон, уединились на одной из спортивных баз Алматы.

Без излишней суматохи, по возможности без «вдруг» проявивших к ним жгучий интерес представителей прессы, они занимаются по своему плану. Главный тренер мужской сборной страны Асхат Житкеев сделал исключение для нашей газеты, согласившись на предстартовое интервью.

– Асхат, в вашем виде спорта олимпийские лицензии разыгрывались не как в большинстве других. Одной победы на каком-то звездном турнире, даже чемпионате мира, было недостаточно для того, чтобы попасть в Лондон. Немного об этом.

– Действительно, в нашем виде спорта ребята отбирались на Олимпиаду два года. Сначала им в рейтинг шли 50% очков, заработанных на Кубках мира, Гран-при, Гран-слэмах, чемпионатах мира и Азии. Рейтинговых турниров было очень много.

Во второй год очки засчитывались уже в полном объеме.

Когда я официально возглавил сборную, у нас только Максим Раков был четвертым или пятым в мировом рейтинге, где-то 15–16-м значился Тимур Болат, остальные фигурировали на 120–130-х местах.

– С такими начальными позициями трудно было рассчитывать на широкое представительство в Лондоне…

– Пришлось проделать колоссальную работу, спортсмены много выступали на международных состязаниях. Нужны были серьезные средства. Деньги выделялись и со стороны Агентства РК по делам спорта и физической культуры, и по линии Федерации дзюдо Казахстана. Мы могли сами выбирать наиболее перспективные для нас турниры, специально к ним готовились.

В год наши спортсмены участвовали в восьми-девяти рейтинговых состязаниях.

Подготовку тех, кто уже набирал серьезные очки, мы не форсировали, подводили спорт­сменов к конкретным соревнованиям.

– Благодаря Федерации дзюдо Казахстана и авторитету ее президента Бекета Махмутова мы впервые получили возможность проводить рейтинговые состязания и в Алматы, что, безусловно, добавило заветных очков многим нашим дзюдоистам…

– Да, мы в 2011 и 2012 годах провели дома два этапа Кубка мира, ребята отборолись достойно и получили хорошие очки. Кроме того, организаторы наших соревнований справились со своей работой просто отлично, это были большие праздники дзюдо, лучшие из тех, что я видел в эти годы за рубежом.

– Нужно быть большим специалистом, чтобы постоянно отслеживать, какие позиции в мировом рейтинге на данный момент занимает тот или иной наш спортсмен. Такую оперативную информацию штаб нашей сборной имел?

– Тактика уже шла по каждому спортсмену, сайт Международной федерации дзюдо до последнего не оглашал текущее положение дел в весовых категориях, и нам самим приходилось все просчитывать. У нас есть человек, который как раз этим и занимался, «обсчитывал» весь мир. Это Михаил Шепетюк, скрупулезно работавший с протоколами международных состязаний.

– Значит, заслуженный тренер РК Михаил Николаевич Шепетюк – единственный в Казахстане специалист, который владел буквально всей информацией?

– Нет, он считал и нам говорил.

– Асхат, в нашей сборной динамично, уверенно шел к завоеванию олимпийской лицензии Максим Раков. Сомнений в том, что он поедет в Лондон, у вас не было?

– Когда в нынешнем году проводился розыгрыш Гран-при в Германии, мы, вооруженные сведениями, просчитали, что там Максим может выйти на первое место в мировом рейтинге. А потом ему нужно было удержать эту позицию до самой Олимпиады.

– Это психологически важно – выйти на Игры с первым номером в рейтинге?

– Не только. Мы прочитали, с кем Максим будет начинать борьбу в Лондоне, и получалось, что сильные японский спортсмен Такамаса Анаи и голландец Хенк Грол, стоящие в рейтинге вторым и третьим, попадают в другие подгруппы.

– Сколько человек будут бороться на Олимпиаде в каж­дой весовой категории?

– 32. По 22 из них прошли официальный отбор, остальные добавились по квотам.

– На недавнем Кубке Европы в Праге выступили все наши олимпийцы, кроме Рината Ибрагимова…

– По опыту прошлых лет мы знаем, что Ринат лучше всего себя чувствует тогда, когда два-три месяца не выступает в турнирах, когда испытывает «голод» на соревнования. Перед прошлым чемпионатом мира мы ему тоже не давали соревновательной практики, и затем он прекрасно отборолся, провел семь встреч и занял пятое место.

Кто-то должен выступать каждый месяц и чувствует себя в таком графике отлично, кому-то нужны передышки.

– Вы уже немного рассказали про Рината Ибрагимова. А не могли бы дать хотя бы краткие характеристики остальным олимпийцам? Нашим читателям интересны любые сведения о земляках, отправляющихся в Лондон защищать спортивную честь страны.

– У нас индивидуальный подход к каждому спортсмену. На кого-то надо, простите, крикнуть, кого-то, напротив, условно говоря, погладить. А кто-то все понимает без слов и эмоциональных проявлений.

Сергей Лим (66 кг) – очень «слушающий» спортсмен, ему нужно только вовремя подсказывать, перед каждой встречей обсуждать с ним слабые и сильные стороны соперника. Он слышит, что ему говорят, и четко выполняет каждую задачу.

На чемпионате Азии он пять минут боролся против корейского спортсмена «в одну сторону», а в дополнительное время получил задание развернуться в противоположную, в которой обычно не борется. Ничего, пошел, застал соперника врасплох и выиграл.

Еркебулана Косаева (60 кг) надо немного останавливать. Часто спешит. Борец очень скоростной и техничный, но может «погореть» на своих же действиях.

О Ринате Ибрагимове (73 кг) мы уже немного говорили. Хорошо слушает и выполняет задания, умеет сам настраиваться на борьбу. Это спортсмен, который прошел несколько чемпионатов мира, для него Олимпиада в Лондоне будет второй по счету. Все остальные наши дзюдоис­ты едут на Игры дебютантами.

– Скажите, нашим дзюдоис­там и вам, их наставнику, не обидно со всех сторон слышать, что, мол, в Лондоне на медаль будет претендовать только Максим Раков, а у остальных шансов значительно меньше?

– А на что нам обижаться? Раков на самом деле лидер сборной команды, золотой медалист и призер чемпионатов мира. Все надеются на него, но никто Максима не напрягает заклинаниями «Ты должен стать чемпионом!», «Ты обязан выиграть в Лондоне!»… Каждый спортсмен знает, на что он способен, все могут показать на Олимпиаде хорошие результаты и, поверьте, поедут в Лондон не для того, чтобы самим покрасоваться или только посмотреть этот праздник.

Недавно и одна американская газета высказала предположение, что Максим Раков станет олимпийским чемпионом, а остальных казахстанских парней даже не будет в восьмерке сильнейших. По этому поводу я уже однажды ответил так: от того, что журналисты кого-то уже определили в фавориты, а кому-то заранее предрекают блеклое выступление, спорт­смены не становятся ни сильнее, ни слабее.

– Какие регионы нашей страны представляют олимпийцы-дзюдоисты?

– Еркебулан Косаев – из Семея, Сергей Лим – алматинец, Ринат Ибрагимов – из Атырау, Ислам Бозбаев – из Караганды, Тимур Болат – из Астаны, Максим Раков – из Караганды, Ержан Шынкеев – тоже. В женской команде Александра Подрядова – из Шымкента, Гульжан Исанова – из Караганды.

Как видите, у нас много карагандинцев. Школа дзюдо там заметно поднялась, регион на развитие нашего вида спорта выделяет немалые деньги. Карагандинская область для тренировок своих ведущих борцов отправляла партнеров, да и сейчас на сборах в Алматы карагандинским дзюдоистам активно помогают готовиться к Играм их земляки-спарринги.

– В вашем виде спорта раньше было все понятно: вот родоначальники дзюдо – японцы, они и увезут большинство медалей с любых соревнований. Потом на первые позиции стали выходить французы, представители других стран Европы. Затем явно прибавили команды Южной Кореи, Китая, Голландии, Бразилии… И теперь неясно, кто вообще будет фаворитом на олимпийском турнире. А как вы думаете?

– Уровень развития дзюдо в мире очень высок. Если раньше о силе того или иного спортсмена судили по тому, из какой страны он приехал, радовались, что на жеребьевке достался соперник, условно говоря, из Африки, потому что его можно было победить «одной рукой», то теперь классные спортсмены есть везде. И нет одной ярко выраженной страны-лидера. Сильных в дзюдо стран много, в том числе и Казахстан, входящий в десятку самых-самых. Это подтвердила и отборочная кампания к Лондону.

Поэтому особо подчеркну: слабых соперников на татами в Лондоне не будет. Им просто взяться неоткуда. Каждая встреча будет как решающая. А с главными фаворитами нужно ждать «свиданий» уже во втором-третьем поединке.

– До старта Олимпиады остается все меньше времени. Каково расписание сборной до отъезда в Лондон?

– Недавно ребята вернулись с хорошего международного лагеря в Минске, где на татами тренировались 450 человек, в том числе много олимпийцев. Сейчас готовимся в Алматы, где для нас созданы все условия для плодотворных занятий. 15 июля распускаем спортсменов по домам, 21-го числа собираемся в Алматы и в ночь на 22 июля вылетаем в Латвию. Там проведем акклиматизацию, и уже из Риги дзюдоисты будут поэтапно улетать в Лондон.
Юрий ЛИФИНЦЕВ  Казахстанская правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *