В Баку продолжается курс сертифицированной тренерской программы, проводимой Академией Международной федерации дзюдо (IJF). Одним из ее ведущих специалистов является глава Судейского Комитета IJF Даниэль Ласкау, который вместе со своими коллегами будет принимать экзамены у местных наставников и вручать отличившимся сертификаты.
Об образовательной роли дзюдо, его массовости, воспитании чемпионов, результатах сборной Азербайджана и многом другом он рассказал корреспонденту azerisport.com.h
Вы в последнее время являетесь частым гостем в Баку. Вели курсы Академии IJF в прошлом году, проводили судейские семинары, следили за схватками «Большого шлема», а теперь прибыли на финальный экзамен. С какими чувствами приехали на сей раз?
В первый раз я побывал в Азербайджане в 2003 году на первенстве Европы среди кадетов. То есть, двадцать лет назад. И из года в год возвращался сюда по различным причинам, но все они, естественно, были связаны с профессиональной деятельностью – турниры, семинары. В прошлом году национальная Федерация запустила большую программу развития и образования тренеров и арбитров, в рамках которой мы провели множество встреч и курсов. Хочу особенно отметить, что ФДА уделяет внимание развитию дзюдо на всех уровнях, будь то дети, юниоры или спортсмены первой сборной. В прошлом году я дважды приезжал в Баку и встречался с тренерами и арбитрами, с которыми мы говорили не только о реалиях современного дзюдо, но и программе воспитания больших спортсменов с малых лет. Потому что дзюдо начинается с детей, с того момента, как они начинают получать образование в школе.
Расскажите об этом подробнее…
Каждый ребенок хочет бегать, плавать, бороться и на первых порах, когда они только начинают заниматься дзюдо, мы даем им такую возможность. Они могут бегать по татами и выражать себя. Это своего рода база для их дальнейшего становления в спорте. В дзюдо более ста техник и наставники постепенно должны донести до своих учеников каждую из них, чтобы в дальнейшем их воспитанники добились успеха.
Мы можете спросить, а какое отношение это имеет к текущему тренерскому курсу, участникам которых предстоит сдавать экзамены на получение сертификата? Но ведь восемьдесят процентов от всех занимающихся нашим видом являются именно дети. Это своеобразная пирамида, на вершине которой стоят олимпийские чемпионы, чемпионы мира. И их, по сути, единицы от общего количества занимающихся, но именно с них начинающие спортсмены берут пример.
Важно и отношения государства к спорту. Азербайджан в этом плане находится на передовых позициях. Мы беседует с вами в трехэтажном здании клуба «Judo 2012», где на каждом этаже видим татами. Это настоящая фабрика дзюдо.
И если возвращаться к пирамиде дзюдо, то на ее самом начальном уровне дети играют в дзюдо, на втором уровне идут тренировки. Как правило, в этот период ученики проводят порой больше времени с наставником, чем с родителями. Ведь специалист несет в себе образовательные функции и обучает. Ну а на третьем уровне пирамиды начинается работа для того, чтобы раскрыть свой потенциал на высшем уровне и бороться за титулы.
Если говорить об Академии IJF, то на какие страны ее деятельность, по-вашему, произвела особый эффект?
В качестве ярких примеров приведу государства, граничащие с Азербайджаном – Турцию и Грузию. Турция стала первой, кто перевел курс Академии на родной язык и за последние два года там по программе обучилось более ста тренеров, некоторые из которых недавно завершили свою спортивную карьеру.
Грузия также переняла программу Академии, а ее некоторые из ее выпускников приезжали на занятия с маленьких деревень в горах. И сейчас они тренируют детей в своих регионах. На сегодняшний день в Грузии подросла целая плеяда спортсменов, стабильно блистающих в соревнованиях Мирового тура дзюдо, включая и чемпионаты мира
В чем вы видите отличительные особенности азербайджанской школы дзюдо?
Пожалуй, одно из главных качеств, присущих кавказским дзюдоистам является дух борьбы. Оно у них в крови, передается посредством национальных ценностей и культуры. Невероятно наблюдать за тем, как ваши спортсмены могут решать исход неудачно складывающихся схваток на последних секундах, сокрушая соперников различными эффектными приемами и выигрывая медали. Такому нельзя научить, это где-то на уровне генетики.
В качестве примера развития дзюдо вы приводили в пример пирамиду, на вершине которой стоят олимпийские чемпионы и чемпионы мира. По-вашему, смогут ли наши спортсмены вновь покорить эти вершины в ближайшие годы?
У вас есть все для этого: финансы, инфраструктура для воспитания чемпионов и, конечно же, спортивные кадры. К тому же результаты у команды стабильны, она равно и уверенно выступает на всех соревнованиях, практически без срывов. В каждом цикле в сборной появляются по несколько талантливых атлетов, продолжающих традиции предыдущего поколения. Поэтому нет никаких сомнений в том, что новые большие победы не за горами.
Вы также возглавляете Судейский комитет IJF. Какова самая сложная часть этой работы?
Нехватка времени. Потому что в ходе спорных моментов за короткий отрезок необходимо принимать решения, которые могут повлиять на ход схватки. Перед тобой на татами находятся победители и призеры Олимпиад и чемпионатов мира, которые ждут окончательного вердикта, а у тебя лимит времени. Порой приходится прибегать к помощи камер с разных ракурсов и на это уходит от 20-ти секунд и больше, но все ради того, чтобы принять правильное решение.
В нынешнем олимпийском цикле, учитывая его трехлетний период, правила дзюдо остались неизменными. Можно ли ждать изменений после Парижа?
Как правило, в каждом цикле один год у нас уходил на то, чтобы тестировать изменения, к которым постепенно привыкают спортсмены. Сейчас у нас нет такой возможности и до Парижа все останется по-прежнему. Но после Игр имеются определенные идеи по дальнейшей эволюции нашего вида. Например, все хотят видеть зрелищные схватки, когда соперники самоотверженно борются, а не получают предупреждения. Подумаем над возможными изменениями, которые сделают дзюдо еще более привлекательным