8 августа известный азербайджанский дзюдоист, серебряный призер Олимпиады-2016 в Рио, двукратный вице-чемпион мира, победитель ЕВРО-2016 и Исламиады-2017 Рустам Оруджев объявил о завершении профессиональной карьеры.
В интервью корреспонденту azerisport.com экс-капитан «милли» рассказал о причинах такого решения и ответил на ряд других вопросов.
Карьера длиной в 24 года…Поставить в ней точку, должно быть, нелегко…
Это было очень трудно. Даже оставаясь без дзюдо на небольшой срок из-за какой-либо травмы, я не находил себе места. Это было очень трудное решение – раз и навсегда бросить любимое дело.
Вам нет и 32 лет. И в азербайджанском, и в мировом дзюдо есть спортсмены, которые в этом возрасте добивались успехов, становились медалистами чемпионатов мира, олимпиад. Почему же вы завершили свою карьеру?
Последовательные поражения отбили у меня охоту. Я не мог смириться с тем, что проигрываю, причем, подряд.
Эти поражения были зафиксированы после того, как вы перешли в весовую категорию 81 кг. Ранее вы уже пробовали свои силы в этой категории, но тоже неудачно. Нельзя было остаться в весе 73 кг?
Для выступления в этой категории мне приходилось значительно сбрасывать вес. Как известно, с возрастом это становится все сложнее и сложнее. Я бы хотел остаться в категории 73 кг, но при условии участия лишь в одном турнире за месяц, либо в турнирах, где паузы более длинные. А это не соответствовало принципам тренеров. К тому же, я бы проиграл в конкуренции с Хидаятом Гейдаровым.
До Олимпиады в Токио вы заявили, что хотите завершить карьеру именно после нее. Однако после Игр изменили свое решение. Помню, вы тогда отметили, что вас воодушевило назначение Мовлуда Миралиева главным тренером сборной. Исходя из этой логики и того, что вы сейчас сказали, можно ли сделать вывод, что если бы главным тренером был не Ричард Траутман, а Миралиев, вы бы не завершили карьеру. Так ли это?
Мой уход не связан ни с главным тренером, ни с кем-либо другим. У меня нет намерения кого-то обвинять. Просто я обстоятельно все обдумал и решил, что уже пришло время заканчивать.
Понятно. Я не буду спрашивать о самой радостном и самом грустном моментах вашей карьеры. Известно, что оба связаны с Олимпийскими играми. А есть ли ошибка, которую вы никак не можете себе простить?
Есть. Если вы помните, на II Европейский играх, которые прошли в Минске, я был знаменосцем команды. Я дал себе слово, что разрушу заклятие, связанное со знаменосцами, и завоюю золотую медаль. За моим выступлением в зале наблюдала вся моя семья. В тот день я вышел в финал. В решающей схватке встречался со своим старым знакомым из Швеции Масиасом Томми, которого ранее не раз побеждал. По ходу встречи я вел за счет вазари, но затем поторопился. Захотел завершить схватку чистой победой на глазах моей семьи, но проиграл на контрприеме. Вот эту ошибку я никак не могу себе простить.
Назим Гусейнов, Эльнур Мамедли…В истории азербайджанского дзюдо после них называют ваше имя…
Не хочу, чтобы меня с кем-то сравнивали. Очень хотел завершить карьеру как минимум двукратным олимпийским чемпионом, либо чемпионом мира. Так мне было бы легче уйти.
Как бы то ни было, после названных выше дзюдоистов дети и подростки в Азербайджане чаще всех выбирают себе кумиром именно вас. Наряду с этим, вас запомнят, как более чем головную боль для самого титулованного дзюдоиста Грузии, чемпиона Олимпийских игр, мира и Европы Лаши Шавдатуашвили. 9 побед в 11-и схватках. Шавдатуашвили что-то сказал по поводу вашего решения завершить карьеру?
Он радуется (улыбается). Лаша сказал, что ему только со мной не удавалось бороться, и хорошо, что я завершил карьеру. У нас с ним очень хорошие отношения. Лаша – большой спортсмен.
До вас карьеру завершил Эльмар Гасымов, а после – Орхан Сафаров и Мамедали Мехтиев. Как вы относитесь к их решениям?
В последние годы борьба Эльмара не удавалась. Для меня его уход не стал сюрпризом. А вот по поводу Орхана я сожалею. Я ему говорил, что он еще может продолжить, что его позиция в рейтинге позволяет ему отправиться на Олимпиаду. Также сожалею по поводу решения Мамедали.
До Олимпиады-2024 осталось менее года. Чего можно ожидать от наших дзюдоистов в Париже?
У нас есть возможность взять медали в четырех категориях – 60 кг, 73 кг, 81 кг и 100 кг. Но это дзюдо. В этих категориях все могут остаться без медалей, а взамен, например, может быть завоевана медаль в весовой категории 90 кг.
Давайте не будем ограничиваться фразой «это дзюдо». В течение двух лет вы находились в сборной под руководством главного тренера Ричарда Траутмана. Чего, по-вашему, не хватает в сборной, что мы уже на втором подряд мундиале не видим вызывающих радость результатов?
Думаю, об этом лучше судить специалистам. Траутман – хороший специалист, не того уровня, что, например, Руслан Машуренко.
Как я понял, вы не хотите говорить на эту тему. Перейдем к другому вопросу. Ваш основной конкурент в сборной Хидаят Гейдаров в своем интервью после Токио-2020 говорил, что если бы отправился на Олимпиаду вместо вас, то вернулся бы с медалью. Теперь вы не стоите у него на пути. Сможет ли Гейдаров взять медаль в Париже?
Кому бы ни задали тот вопрос, он ответил бы так же. Я ничего не могу сказать Хидаяту из-за такого ответа. На данный момент он находится в первых рядах мирового рейтинга. Это показывает, что Хидаят будет одним из основных претендентов на медаль.
Реально ли взять золото Олимпиады?
Почему бы и нет?! Все возможно.
Вернемся к вам. Каковы ваши планы на будущее?
Если вы имеете в виду дзюдо, то я бы хотел оставаться в этом виде спорта и впредь. Посещаю мероприятия, когда меня приглашают. Недавно был в Сербии, куда меня пригласил чемпион мира Неманья Майдов. Я готов ехать даже за свой счет, лишь бы приносить пользу дзюдо. Моя самая большая мечта – создать собственную академию дзюдо. Но для этого нужны большие финансы.
Сможем ли мы увидеть вас в качестве тренера?
Откровенно говоря, тренерская работа очень тяжелая. Приходится быть вдали от семьи. Собственно, я и не вижу себя тренером. Могу работать в федерации как вице-президент или советник, либо на другой должности. Будущее покажет.