Орхан САФАРОВ: Та ошибка, возможно, стоила мне олимпийского золота

Азербайджанский дзюдоист, серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира, обладатель полного комплекта медалей ЕВРО, участник Олимпийских игр Рио-2016 и Токио-2020 Орхан Сафаров ответил на вопросы корреспондента azerisport.com.

Вслед за своими товарищами по сборной, олимпийскими призерами Эльмаром Гасымовым и Рустамом Оруджевом, с которыми вы тренировались с детства, вы в начале этого месяца заявили о завершении спортивной карьеры. Что привело к такому решению?

Несколько поражений подряд на крупных соревнованиях повергли меня в уныние. Было трудно каждый раз восстанавливаться и адаптироваться к тренировкам. Если бы я остался, то, наверное, снова занял бы высокие места в турнирах «Большого шлема» и Гран-при, завоевал бы лицензию на Олимпиаду. Но это никогда не было для меня приоритетом. И я уже не в том возрасте и не на том уровне, чтобы считать успехом участие в Олимпийских играх. Ну, а если не вижу в себе потенциала для завоевания олимпийской медали, то нет и смысла продолжать. Поэтому я решил поставить точку, хоть это и было сложно.

Вместе с вами о завершении карьеры в возрасте всего лишь 30-и лет заявил Мамедали Мехтиев, призер чемпионатов Европы, многократный победитель и медалист серии турниров Мирового тура. Вам не кажется, что уход из спорта стольких членов сборной – явление нежелательное?

Мамедали мог продолжить карьеру. У него была возможность не только попасть на Олимпиаду, но и завоевать там медаль. Я ему советовал остаться. 30 лет – это много для моей весовой категории, но не для 90 кг. Он мог бороться еще как минимум 3-4 года. Но это его решение, и к нему следует относиться с уважением.

Какой самый незабываемый момент вашей 25-летней карьеры?

Завоевание бронзовой медали чемпионата мира 2013 года. В то время главным тренером сборной был Петер Зайзенбахер. Моя поездка на тот чемпионат стала неожиданностью, так как до этого я проигрывал во всех соревнованиях. Но Зайзенбахер заметил и оценил мое усердие на тренировках и взял меня на чемпионат мира. И я завоевал там бронзовую медаль. Это был немыслимый результат для всех, в том числе и для меня. Никогда за свою спортивную карьеру я не был так счастлив, как тогда.

А есть ли ошибка, которую вы не можете себе простить?

В полуфинале Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро я выбрал осторожную борьбу против представителя Казахстана, чемпиона мира 2015 года Елдоса Сметова. Думаю, это была ошибочная тактика. Мне надо было атаковать как можно больше. Ведь именно с атакующей тактикой я тремя годами ранее победил Сметова на ЧМ в том же городе. Да и на ЧМ-2017 я вновь его одолел. Думаю, та ошибка в Рио-2016 стоила мне олимпийской медали, возможно, и золота.

Победи вы в той схватке, в финале вашим соперником стал бы российский дзюдоист Беслан Мудранов, который и стал победителем Рио-2016. Насколько мне известно, он ранее говорил, что опасается вас.

Да, я слышал, он говорил, что готов бороться с кем угодно, только не со мной. Ему было очень трудно со мной. Правда, на Евроиграх-2015 в Баку он одолел меня, но я в то время был травмирован.

Вы работали в сборной со многими специалистами. Последним вашим тренером стал немец Рихард Траутманн, под руководством которого вы тренировались почти два года. Интересно ваше мнение об этом специалисте, который подвергся критике после ряда неудач.

Траутман стремится по большей части усовершенствовать команду тактически. Он отдает предпочтение «не-ваза», иными словами, активности в борьбе на земле. Но наши дзюдоисты к такому не привыкли. У кавказцев в крови борьба за счет физической силы. Вообще, незнание менталитета – слабое место не только Траутманна, но и всех иностранных тренеров.

Но ведь есть положительный опыт с австрийцем Зайзенбахером, который принес Азербайджану успех.

Зайзенбахер был особенным специалистом. Он старался сохранять баланс в отмеченных мной моментах. Надо говорить открыто, Траутманн за два года ничего сделать не сможет. Для достижения успеха ему нужный полный четырехлетний цикл.

Мы знаем, что вы хотели завершить карьеру еще в 2021-м, после неудачи на Играх в Токио. Однако назначение главным тренером сборной Мовлуда Миралиева побудило вас и ваших товарищей по команде изменить свое решение. Можно ли сказать, что если бы сегодня у руля «милли» стоял не Траутманн, а Миралиев, вы бы продолжили спортивную карьеру?

Мовлуд Миралиев и Эльчин Исмайлов очень помогли мне в то время в психологическом плане. Они убедили меня в том, что я еще способен добиваться результатов. В итоге через несколько месяцев я стал первым на бакинском «Большом шлеме». Но не знаю, что бы решил, попади я в черную полосу. Возможно, завершил бы карьеру.

В любом случае, вы вписали свое имя в историю азербайджанского дзюдо. Каким вы видите будущее этого вида спорта в стране?

Грядет новое поколение. Наши юниоры и молодежь добиваются больших успехов. Если они продолжат в том же духе, то наше будущее будет очень хорошим.

А что вы думаете о ближайшем будущем взрослой сборной?

Вы имеете в виду Олимпиаду?

Да.

Большие надежды я возлагаю на двоих – Хидаята Гейдарова и Зелима Коцоева. Саид Моллаи тоже может выиграть медаль, но конкуренция в его весовой категории слишком велика.

Расскажите немного о ваших планах.

Пока мы проводим мастер-классы с Рустамом Оруджевым по линии Федерации дзюдо Азербайджана. Цель – способствовать дальнейшей популяризации дзюдо. В следующем месяце федерация отправит нас в Японию. Там мы посетим семинары легендарного японского дзюдоиста Косеи Иноуэ, некоторое время тренировавшего сборную своей страны. Я вижу свое будущее в дзюдо. А вот на каком посту – покажет время. Тренерская работа мне тоже по душе, но для этого нужно получить хорошее образование и стать грамотным специалистом. Вот так сразу нельзя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *