Тагир Хайбулаев:»Узнав про меня, даже общаясь со мной, люди понимают, что спорт — это здорово, что им надо заниматься, что надо отдавать детей в секции»

После того как он за несколько схваток, одну из которых выиграл только решением судей, проделал путь от участника Олимпиады-2012 до олимпийского чемпиона, после того как за его победой в финале наблюдали президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, Тагир стал мегапопулярен. О том, как это – быть звездой, Хайбулаев рассказал в интервью «ВК».

— Твоя жизнь круто изменилось после 2 августа, когда в финале олимпийского турнира ты на «иппон» бросил чемпиона Олимпиады-2008 Найдана Тувшинбаяра. Встречи, церемонии награждения, пресс-конференции, телесъемки. Почти пять месяцев ты купался в лучах славы. Понравилось?

— В такой жизни есть плюсы и минусы. Плюсы в том, что своим примером я популяризирую дзюдо и вообще спорт. И узнав про меня, даже общаясь со мной, люди понимают, что спорт — это здорово, что им надо заниматься, что надо отдавать детей в секции. У меня было немало встреч, когда незнакомые люди подходили и говорили: «Спасибо Тагир за твою победу. Благодаря тебе мы начали смотреть соревнования по дзюдо, мы открыли для себя этот вид спорта. И привели в секцию сына».

— Самая запоминающая встреча?
— Несколько раз прямо на улице ко мне подходили бабушки и говорили: «Сынок, мы видели тебя по телевизору. Как ты здорово того соперника бросил». Вот тогда я понимал, как много людей узнали спорт ближе благодаря моей победе, и представлял — сколько же людей смотрело репортажи с Олимпиады в Лондоне. Я осознаю: такой всплеск интереса к спорту, к спортсменам бывает всегда после Игр, особенно — после победы. Но в этот раз внимание было огромным. Во многом я связываю это с присутствием на соревнованиях президента России Владимира Путина и тремя золотыми медалями дзюдоистов.
— А какие ты нашел минусы в такой популярности?
— Больших минусов нет. Но я почувствовал, насколько мне надо было ответственным во всем — в словах, поступках, мелочах. Получается, что я должен быть образцом поведения везде — в спортзале, на татами. Даже на дороге.
— Чего ты уже сейчас не можешь позволить?
— Хм… сложный вопрос. Таких вещей, серьезных ограничений у меня, наверное, нет. Но теперь я, наверное, даже не могу совершить даже мельчайшее нарушение ПДД, потому что должен демонстрировать — как правильно и аккуратно должны вести себя на дороге чемпионы. Ты же понимаешь — в мире современных технологий достаточно допустить малейшую оплошность, и заголовки об этом тут же «украсят» все сайты.
— Сколько раз за это время ты себя одергивал и говорил, что теперь ты этого делать не должен?
— Были такие моменты. В первое время после Олимпиады мне не удавалось даже с друзьями посидеть в тишине. Стоило мне куда-то прийти – в кафе, ресторан, как меня тот же узнавали, хотели со мной сфотографироваться, поделиться со мной откровенным или от меня услышать советы, слова. Мне это несложно, но ты пойми моих друзей – выбрались просто, тихо посидеть, а меня опять «утащили». В какой-то момент мне это хотелось прекратить, но я с пониманием относился к таким знакам внимания. Примерно к декабрю ажиотаж спал, и стало проще появляться в общественных местах.
— Сколько раз ты за это время сфотографировался? Или сфотографировались с тобой?
— Не считал, но очень много. Я старался не отказывать никому. Я понимал, что людям важно просто постоять рядом с олимпийским чемпионом, что им важно показать фотографию со мной своим родным и друзьям.
— Важно чем?
— Пониманием того, что обычный парень, парень с нашего двора, упорно тренируясь, стал олимпийским чемпионом. И если благодаря этой фотографии они поверят в себя и превзойдут мои достижения, я, честно, будут счастлив.
— Ты вспоминаешь Олимпиаду?
— Конечно. Это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни.
— Что вспоминаешь?
— Многое. Тяжелые схватки, которые я чуть не проиграл — чеху Лукаса Крпалику и немцу Дмитрию Петерсу. Оступись я тогда, и мы бы сейчас не говорили с тобой. Но очень часто я просматриваю финальную схватку.
— Приятно еще раз оценить свою победу?
— Это происходит не специально. Почему-то у всех оказывается под рукой видеозапись именно этой схватки.
— В Лондоне сборная России по дзюдо завоевала пять медалей, три из них — золотые. Праздновали бурно?
— Почему так бывает: перед соревнованиями все мечтали — ну если будет повод, пройдут соревнования, пойдем с ребятами, посидим, отметим. Но завершился турнир, вроде есть что отметить, но ни эмоций, ни сил куда-то идти просто нет. Поэтому после Лондона мы так и не отметили всей сборной наши медали. Все как-то прошло само собой. Празднований было много. Но с ребятами мы все вместе так и не посидели. А сейчас время прошло, и как-то уже все «перегорели». Да и другие заботы.

— Твое возвращение в Самару было обставлено шикарно: встреча в аэропорту «Курумоч», привокзальная площадь, заполненная встречающими. И только ты выглядел уж очень спокойным. Ты воспринимал эту встречу и присутствие губернатора Николая Меркушкина как должное?

— Ни в коем случае. Я тогда бы опустошен, выжат как лимон. Мне никто ничего о торжественной встрече не говорил. Выхожу из терминала — меня встречает губернатор, масса знакомых и незнакомых людей. Шок — это по-нашему. Тогда для меня все это было впервой. Ведь я когда выигрывал до этого чемпионат Европы и мира, то эти победы воспринимались обыденно и спокойно. Обходились благодарностью. А тут — ТАКОЙ прием! И хотя внешне я этого не показал, мне было очень приятно, что поздравить меня приехало столько людей.

— Ты за последнее время неоднократно общался с губернатором Николаем Меркушкиным, участвовал в нескольких торжественных мероприятиях вместе с ним. На твой взгляд, какой он?

— Я впервые познакомился с Николаем Ивановичем как раз на той встрече в аэропорту. И сразу оценил то, что он лично приехал в «Курумоч» меня поприветствовать. И потом, когда мы познакомились поближе, когда Николай Иванович пригласил меня на празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства, где я познакомился с ведущими спортсменами Мордовии — Ольгой КаниськинойАнисей КирдяпкинойАлексеем Мишиным, то мне было интересно услышать их мнение о Меркушкине. И надо было слышать, как тепло они отзывались о бывшем губернаторе. И еще меня очень тронуло, что за победу на Олимпиаде финансово были отмечены не только я, но и мои тренеры, и даже ДЮСШ, в которой я начинал тренироваться. А когда я узнал, что мне положена пожизненная стипендия в 50000 рублей, то понял — ни в одном регионе так олимпийских чемпионом не поддержали. Но такая поддержка и внимание очень много значат для моих коллег, спортсменов — у них появляется стимул приумножать спортивную славу Самарской губернии.

— В своем послании Николай Меркушкин сказал о необходимости строительства в регионе Дворца единоборств. С тобой советовались, каким он должен?

— Мне было лет пятнадцать, когда я впервые услышал про необходимость строительства в Самаре центра единоборства. Но, похоже, только сейчас, при поддержке губернатора Николая Меркушкина, у региона есть реальной шанс построить этот центр единоборств. Я обсуждал эту тему на встрече с Николаем Ивановичем. И рассказал, что говорил о необходимости такого центра и на встрече с президентом России Владимиром Путиным, которую он провел в Сочи, со сборной по дзюдо.
— Ты себя в этом центре в какой роли видишь?
— Я всячески хотел бы помогать этому центру. И передавать свой опыт людям, которые будут воплощать этот проект в жизнь. Я много где был со сборной — в Японии, США, Бразилии, Европе, видел разные залы, центры дзюдо. Поэтому знаю, как они функционируют, чем отличаются. У меня есть идеи и мысли на эту тему, которыми я готов поделиться. Поэтому, надеюсь, совместными усилиями мы выберем лучшее из мирового опыта и создадим классный центр. А уж кто там будет работать — не так важно. Главное – пригласить туда хороших, знающих специалистов, которые есть и в Самаре, и можно позвать из других городов. Ведь наверняка многие захотят поработать в таком центре. Но я это забегая вперед — сейчас главное начать строительство. И меня радует, что все руководители, от кого зависит принятие решения, — губернатор Николай Меркушкин и министр спорта Дмитрий Шляхтин —готовы поддержать эту идею.
Справка

Тагир Хайбулаев. Родился 24 июля 1984 года в Кизилюрте (Дагестанская АССР). Олимпийский чемпион 2012 года, чемпион мира 2011 года и чемпион Европы 2009 года, заслуженный мастер спорта России. Победитель Кубка Мира и Гран-при в Абу-Даби в 2009 году. Окончил Самарский государственный экономический университет. Дзюдо занимается с 11 лет. Первый тренер — Вячеслав Архипов. Сейчас тренируется у Николая Петрова. На Олимпиаде-2012 в финале победил монгольского дзюдоиста, олимпийского чемпиона 2008 года Найдана Тувшинбаяра.
http://vkonline.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *