Под руководство итальянского специалиста Эцио Гамбы мужская сборная России по дзюдо завоевала три золотые медали, чего никогда ранее не удавалось. Теперь под его руководством тренируется и женская сборная. Он рассказал специальному корреспонденту ИТАР-ТАСС Веронике Советовой об особенностях работы с женщинами и своих нынешних обязанностях.
— Во время Олимпиады в Лондоне вы стали очень популярны в России…
— Не я тогда был главным лицом Игр, тут спортсмены. О ребятах надо было говорить, их показывать, это был их звездный час.
— Но ведь именно Вы полностью отвечаете за то, что они «натворили» на Играх?
— Повторюсь, это они выиграли Олимпийские игры, они чемпионы, а не я. Мои фанфары отзвенели 35 лет назад. Все предыдущее четырехлетие я просто делал свою работу.
— Что происходит в сборной России после Олимпиады? Все остались в строю?
— Ни один спортсмен сборной не покинул. Все работают.
— После Олимпиады было принято решение, что вы будете отвечать и за подготовку женской команды страны. При этом команды – и мужская и женская будут работать вместе. Не скажется ли это на спортивном уровне сильной половины человечества?
— Конечно, девушкам легче – они тренируются с сильной мужской сборной. Женская команда пока в той форме, что были мужчины после Игр в Пекине. А у мужчин в каждой весовой категории по 4 спортсмена в 20-ке мирового рейтинга. Соответственно они тренируются друг с другом. Не скажется, уверен…
— Как изменились ваши обязанности после назначения генеральным менеджером команды, а главными тренерами — Александра Морозова и Константина Философенко?
— Раньше приходилось производить отбор из 50-ти атлетов, потом с оставшимися 15-ю работали уже более углубленно. Теперь Александр Морозов и Константин Философенко помогают мне в этой работе. Определяем группы, с которыми работают по шесть старших тренеров – в каждой весовой категории. Мы фактически работаем на-равных.
— И все же почему именно Философенко и Морозов? Это ваша преференция?
— Совсем нет. Это решение команды. Тренеры прекрасно знают всех атлетов, знают и мои идеи. Они могут самостоятельно принимать решение, брать ответственность на себя.
— Как находите общий язык со «слабой половиной» российской сборной дзюдоистов?
— В работе с женщинами есть, конечно, нюансы. Я понял следующее – мужчина хочет быть лидером. Когда он достигает результата, стремится к независимости. Женщина к лидерству не стремится. Она хочет быть «номером один», ей нужно внимание и не только главного тренера – всех вокруг. Мужчина, становясь лидером, отвлекается — за ним надо наблюдать. Женщина – как солдат, концентрируется на тренировке, не видит ничего вокруг себя. Ей можно дать задание и отпустить – она делает ровно то, что ей сказали.
— Это вы о русских или об итальянках, который тренировали когда-то и привели к олимпийским наградам?
— Я о женщинах в целом. Кстати, вот еще нюанс – на своей памяти я не припомню, чтобы мужчины шли против тренера. Женщины это могут, в особенности, если чувствуют слабину тренера. При этом действуют коллективно. Мужчина – только один на один.
— И вы считаете, что при всех этих нюансах и сложностях можете привести команду к Олимпийскому успеху также как и мужскую?
— Конечно! В Рио-де-Жанейро мужчинам даже сложнее придется! Они могут в своей нынешней форме прогрессировать лишь на десять процентов. Девушки при своем нынешнем уровне – на сорок. Главное для них — выступить не хуже женщин! Я уверен — к 2016 году по две спортсменки будут в Топ-16 мирового рейтинга в каждой категории.