Сборная России по дзюдо вернулась с чемпионата мира, который прошёл в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Было разыграно 16 комплектов наград. В активе соотечественников – одно серебро и две бронзы, что в общекомандном зачёте позволило занять 14-е место. Выступление сборной России оценил генеральный менеджер сборной России, олимпийский чемпион Эцио Гамба.
— В целом я оцениваю результаты нашей команды на этом чемпионате мира положительно, — сказал Эцио Гамба. – Сборная России делала ставки на пять спортсменов, которые были способны бороться за медали в личном зачёте, но только два из них попали в призы. В частности, я рассчитывал, что медаль завоюет Александр Михайлин. Но не стоит забывать, что у нас ещё есть в запасе три олимпионика – Арсен Галстян, Мансур Исаев, Тагир Хайбулаев. Так что, учитывая все факторы, результат получился не таким уж плохим. В командном турнире мы снова попали в финал, где уступили сборной Грузии – 2:3, допустив небольшие ошибки по ходу схваток. Каждый год на чемпионатах мира мы находимся в тройке сильнейших в командном турнире, стабильно завоёвываем две-три медали различного достоинства и располагаем достаточным количеством конкурентоспособных дзюдоистов, которые могут побороться за медали на мировом уровне. Поэтому результаты прошедшего в Рио чемпионата мира получились в целом такими, как мы и планировали.
— В тех весовых категориях Галстяна, Исаева и Хайбулаева сборная России осталась без медалей. Их никто не может заменить?
— Отнюдь. На этом чемпионате мира мы ждали медалей от Алима Гаданова и Беслана Мудранова. Гаданов показал свою силу в командном турнире, одолев олимпийского чемпиона грузина Лашу Шавдатуашвили. Это показывает, что Алим и в личном зачёте мог бороться за гораздо более высокие места. Но, к сожалению, это не просто игра, а соревнования, в которых многие чемпионы мира и олимпийские чемпионы вылетели, так и не получив шанса побороться за попадание призы. Гаданов и Мудранов, к сожалению, оказались в числе этих дзюдоистов, но мы ждали, что эти парни принесут ещё две медали в копилку российской сборной.
— Почему не смог завоевать бронзу опытнейший тяжеловес Александр Михайлин?
— Александр был в оптимальной форме и вполне мог победить в схватке за бронзу. Но ситуация для него сложилась не лучшим образом с самого начала схватки – рефери сразу дал ему «шидо» (замечание) без каких-либо на то причин. В итоге Александр проиграл как раз по «шидо» – три к двум. Действия судьи в этой схватке мне совсем непонятны, но я не хочу об этом говорить. Гораздо важнее рассказать, чего стоило Александру борьба за эту бронзу. В январе он перенёс операцию, после которой на долгое время выпал из тренировочного процесса. Только в конце апреля мы потихоньку начали тренироваться, он работал не в полную силу, но постепенно смог набрать оптимальные кондиции и выступить на чемпионате мира, став пятым. И, поверьте, Александру можно только позавидовать. В 32 года иметь столько энергии, сил, мотивации и жажды вновь выходить на татами и бороться дорогого стоит!
— Что помешало Кириллу Денисову в полуфинале пройти грузина Варлама Липартелиани и выйти в финал чемпионата мира?
— А ведь Кирилл никогда не проигрывал Липартелиани! Но когда ты столько раз встречался с одним и тем же дзюдоистом, когда ты столько раз его обыгрывал, психологически бороться становиться сложнее. Приходится снова и снова освежать в памяти всю информацию о тактических особенностях соперника. Кирилл сам допустил ошибку в полуфинале. А вот в командном турнире всё прошло не так гладко. Первое «шидо» заслуженно получил Липартелиани, второе «шидо» также должно было уйти грузину, но его по какой-то причине вдруг дали Денисову (улыбается)! Уровень чемпионата мира настолько высок, что нельзя допускать даже малейших ошибок, чтобы попросту не давать судьям повода для сомнений и не попадать в спорные ситуации.
— Почему не вышли бороться за бронзу Иван Воробьев и Иван Нифонтов?
— Это было моё решение. Нифонтов получил небольшую травму руки в полуфинале. На тот момент мы не знали, насколько травма серьёзная, поэтому не хотели рисковать. На следующий день мы заметили улучшение и поняли, что Иван вновь сможет выйти на татами в командном турнире. В определённые моменты принять решение довольно сложно (улыбается). Нифонтов хотел бороться, но я принял решение снять его с соревнований, чтобы уберечь от более серьёзных последствий. Ведь в такие моменты я думаю не о себе, не о медалях, а о парнях. Я всегда стараюсь защитить их. Честно признаться, считаю всех их своими сыновьями, и желаю каждому самого наилучшего!
— Результаты наших дзюдоисток ещё далеки от идеала?
— Если говорить о командном турнире, на данном этапе бороться с японками нам не представляется возможным. Но могу вас уверить: к концу нынешнего олимпийского цикла в 2016 году ситуация в корне изменится – мы сможем конкурировать с ними в командном турнире и постараемся ввязаться в борьбу за медали в отдельных весовых категориях. Но уже сейчас мы видели, что все наши девушки боролись, отдавали свои силы и энергию каждой схватке. Первый шаг сделан – они готовы бороться и показывать результаты!
— Наши дзюдоистки просто блестяще выступили на Универсиаде. Не считаете, что они оставили все силы в Казани?
— Здесь вопрос в другом… Уровень Универсиады значительно отличается от уровня чемпионата мира. Да, в Казань приехали многие титулованные дзюдоисты, но, например, у тех же японок команда была представлена далеко не первыми номерами – все целенаправленно готовились к «миру». В Рио наши девушки приехали в отличной физической форме, набрали максимально возможные на данный момент кондиции и показали свой уровень. Мы должны совершенствоваться постепенно, нельзя сделать один шаг – и тут же перескочить на 10-й. Придётся пройти и второй, и третий, и пятый шаги, прежде чем достигнешь поставленной цели (улыбается).
— И каков план на эти 10 шагов?
— Мы полностью изменили процесс подготовки нашей женской сборной. Снова начали уделять много внимания улучшению физической формы наших дзюдоисток. Но мы не можем показать результат уже сейчас, когда мы только начали работать – команда стоит в самом начале длинного пути. Если хотите, мы посадили зёрнышко, которое теперь нужно кропотливо выращивать (улыбается). И только когда оно вырастит, наши девушки смогут выходить на татами – и показывать достойную борьбу!
— То есть, главная цель в работе с женской сборной – поднять уровень физической готовности спортсменок?
— Безусловно, каждый дзюдоист должен постоянно совершенствовать себя в плане техники и тактики. Этим аспектам мы также уделяем много времени. Но когда спортсмен находится в оптимальной физической форме, техника становится гораздо более мощной и фундаментальной, потому что твоё тело лучше готово к выполнению бросков. Но, как я и сказал, мы не можем по щелчку пальцев всё изменить в одну секунду – придётся всем вместе хорошенько поработать для достижения результата!
— Какой план у сборной России дальше? В этом сезоне успеют выйти на татами Галстян, Исаев и Хайбулаев?
— Безусловно, все три спортсмена примут участие в соревнованиях до окончания сезона. Сейчас будет небольшая пауза, и мы продолжим подготовку с целью выступить на Всемирных играх боевых искусств, которые пройдут в Санкт-Петербурге. Ещё есть соревнования серии Гран-при. Но сначала мы должны посмотреть, в каком состоянии находятся сейчас наши олимпионики – они всё время тренировались в составе сборной, но работали по индивидуальному графику. Именно поэтому их не было на Универсиаде и чемпионате мира. Если мы хотим к 2016 году набрать ещё более оптимальные кондиции, чем в 2012 году, мы должны уметь делать выбор, по какому плану тренироваться и в каких соревнованиях нам принимать участие. И так уж сложилось, в силу моей позиции в сборной России, что все эти решения остаются за мной (улыбается).