Чемпионка России среди юниоров по дзюдо и самбо, обладательница и многократный призер кубков Европы по дзюдо, серебряный призер первенства мира по самбо. А две недели назад в коллекции этой спортсменки появился недостающий титул. Теперь Анастасия Павленко еще и чемпионка мира по дзюдо. Сегодня она в гостях у «Самарских Известий».
— Так сразу и не скажешь, что ты занимаешься дзюдо…
— Но я, правда, занимаюсь (смеется). Мой старший брат Кирилл тоже увлекался этим видом спорта. А когда мне исполнилось восемь лет, именно он и привел меня в зал. Сначала мне не понравилось, но со временем это увлекло настолько, что теперь за уши не оттащишь. Я просто влюбилась в этот спорт.
— Волнуешься перед выходом на татами?
— Конечно, волнуюсь, без этого никак. Но всегда стараюсь погасить волнение, оно только вредит. Просто иногда надо сказать себе: успокойся, выше головы ты все равно не прыгнешь, просто выйди и сделай все, что умеешь. Не получится – пойдешь тренироваться, а получится – все равно пойдешь тренироваться.
— Условия в Самаре нормальные?
— Да. В Самаре очень сильная школа и тренеры по дзюдо! Мне есть с чем сравнивать, ведь я родилась не здесь. Три года назад приехала из Усть-Лабинска, это в Краснодарском крае. В Самару ехала целенаправленно для того, чтобы тренироваться и достигать каких-то результатов. У себя дома я уже была лидером клуба, и там у меня не осталось конкурентов. Не с кем было практиковаться, вот и пришлось сменить место жительства.
— Когда парни узнают, что ты не слабая беззащитная девушка, а дзюдоистка, у них не пропадает желание общаться с тобой?
— А я не общаюсь со слабыми парнями (смеется). Я учусь в училище олимпийского резерва, там у нас все спортсмены. Мы с ребятами очень хорошо общаемся, но только как друзья. На большее у меня не хватает ни времени, ни сил, ни даже желания.
— Спады в карьере подстерегают любого спортсмена. Как ты преодолеваешь такие моменты?
— Конечно, без спадов нет и подъема. Порой человек находится на пике формы, а порой, наоборот, падает в яму. Так происходит в любом виде спорта, не только в дзюдо. Мой тренер Сергей Герасимов очень грамотно выстраивает тренировочный процесс, и благодаря этому к соревнованиям мы подходим в оптимальном состоянии.
— Ты выиграла чемпионат России и по самбо, и по дзюдо. Чем различаются два этих вида спорта?
— Дзюдо – это все-таки больше классическая борьба, а самбо – нет. Есть множество различий в правилах. Например, в дзюдо запрещены болевые приемы на ноги, а самбо их позволяет. В дзюдо также можно душить, а в самбо это запрещено. Существует еще много всяких тонкостей, хотя, конечно, надо признать, что эти виды спорта имеют много общего.
— То есть дзюдоисты могут участвовать в соревнованиях по самбо, а самбисты – по дзюдо?
— Конечно. Чаще всего бывает так, что дзюдоисты выступают в соревнованиях по самбо, причем, выступают очень хорошо – зачастую даже лучше самбистов. Самбисты, конечно, тоже участвуют в соревнованиях по дзюдо, но намного реже. И выиграть им там, как правило, куда сложнее.
— Президент страны – в прошлом дзюдоист. Как ты считаешь, он уделяет особое внимание развитию этого вида спорта в России?
— Мне кажется, что все-таки уделяет особое внимание. Он же сам – мастер спорта по дзюдо и, конечно, ему интересен этот вид спорта, он старается его развивать. Владимир Путин сам периодически проводит мастер-классы, сам выпустил несколько видео-уроков. Кстати, он приезжал на Олимпиаду в Лондоне для того, чтобы поддержать наших дзюдоистов. На поединке Тагира Хайбулаева он даже присутствовал лично.
— У молодых спортсменов в большинстве случаев есть кумиры, на которых они хотели бы равняться. У тебя есть такой человек?
— Нет, кумира у меня нет. Но зато есть человек, с которого я стараюсь брать пример: это самарская дзюдоистка Наталия Кондратьева. Почему именно с нее? Да потому что я не понаслышке знаю, какой это сильный, а главное, целеустремленный человек. Копировать же кого-то я не хочу. Как говорит мой тренер, оригинал всегда лучше копии. И в этом с ним нельзя не согласиться.
— Ты говорила, что в дзюдо тебя привел старший брат, и поначалу этот вид спорта тебе не понравился. Хотелось когда-нибудь все бросить и уйти из спорта?
— Да, такое было. В возрасте примерно 13 лет у меня был переломный момент, когда хотелось просто все бросить и уйти. Слава Богу, мне не позволили. В зал меня вернул мой первый тренер – Владимир Кочерга. Сейчас, спустя уже много лет, я даже передать не могу, как я ему за это благодарна.
— Ты пришла в этот спорт, чтобы научиться обороняться, или сразу хотела добиться высоких результатов?
— Сначала просто ходила на тренировки, не ставя перед собой конкретные цели. А в Самару ехала совершенно определенно – добиться высоких результатов. И, конечно, доказать – прежде всего самой себе – чего я стою. Мои родители на меня надеются, и я просто не могу их подвести.
— Дзюдо в России – не самый рейтинговый вид спорта. Что нужно сделать для его популяризации?
— К сожалению, несмотря на все успехи российских олимпийцев, дзюдо в России все равно не интересует массового зрителя. Путей развивать интерес россиян к этому виду спорта множество, но мне кажется, что самый действенный – увеличить число трансляций соревнований по телевидению.
— Традиционный вопрос о талисманах. У тебя есть что-то подобное?
— Да, у меня есть свой талисман. На все соревнования со мной ездит маленький плюшевый мишка. Я беру его с собой с седьмого класса, и мне кажется, что эта добрая примета помогает мне выступать и показывать все, на что я способна. И я всегда могу быть уверена, что мой персональный «болельщик» за меня переживает.