Айман Калиева: «Моим мечтам не суждено было сбыться»

Шолпан и Айман Калиевы. Известные миру казахстанского дзюдо сестры-двойняшки. Они мечтали принести славу своей стране, хотели добиться мирового признания, но жизнь, как обычно, внесла свои коррективы. Карьера той же Айман, а наш сегодняшний материал посвящен именно ей, состояла из взлетов и падений, бешеного стремления и собственных ошибок.

Она пронизана болью и внутренним разочарованием, какой-то недосказанностью, чувством нереализованности. Единственным помощником для молодой девушки стало время, которое затянуло все душевные раны и помогло в очередной раз подняться с колен. Айман вновь одела кимоно, вернулась на татами, но уже в качестве тренера. И что самое интересное, этот новый этап жизни начался… в Канаде. А продолжается в столице Казахстана, где сегодня живет наша героиня и работает. В Клубе единоборств «Астана Батыры» она тренирует женскую сборную города Астаны, занимается с юношами и набирает детей для своей младшей группы. В общем, много планов и идей, а главное — появилась мечта…

Почему именно дзюдо?

Все благодаря папе, который был тренером по дзюдо (Сейдула Калиев – Прим. автора), и его наставнику. В один день он пришел к нам в гости и говорит отцу: «У тебя такие энергичные девчонки, а сидят дома». Папа задумался и после этого стал нас с Шолпан брать с собой на тренировки. Да, раньше мы, конечно же, были на его занятиях, но никогда не принимали там участие. И вот это произошло, а посему наша жизнь круто изменилась. С таким отцом невозможно было не полюбить спорт, хотя, что интересно, в глубине души он, оказывается, не хотел, чтобы наше нарастающее увлечение дзюдо превращалось во что-то большое и серьезное. Думал, позанимаются и бросят, а мы, сами того не замечая, стали набирать хорошую физическую форму. Поняли, что хотим связать свою судьбу именно с дзюдо, влюбились в него по уши, другой жизни нам не надо было. На дворе стоял 93-й год. Тогда нам исполнилось по тринадцать лет. Поставили с Шолпан цель – чтобы каждая из нас построила карьеру, добилась больших высот, оставила след в истории отечественного дзюдо.

Что в итоге?

Тренировки, соревнования, большие старты. Честно говоря, не заметила, как пролетело время. Можно сказать, целая жизнь. Карьера завершилась, однозначно, мне хотелось достичь большего.

Личные достижения

Моя самая значимая награда – это когда я первый раз выиграла чемпионат Казахстана (смеется). Победа на первенстве стала началом пути. После нее я попала в сборную, в составе которой уже готовилась к большим стартам. Впрочем, на международной арене мне так и не удалось себя проявить в полной мере. Кроме того, что была пятой на «Азии», и вспомнить-то нечего из крупного. Хотя являюсь десятикратной чемпионкой страны (смеется).

Главная непокоренная вершина

Однозначно, это Олимпиада. Я мечтала поехать на нее и занять там призовое место. И не только на какую-то одну, а на несколько – Афины (2004), Пекин (2008). Не получилось. Зато и там, и там была Шолпан. Мое отражение в зеркале (смеется). Мы с ней боролись в одной весовой категории до 52 кг, однако именно перед Афинами я перешла в 48 кг и целый год выступала в новом для себя весе. Очень хотела поехать в Грецию вслед за сестрой (которая тогда набрала очень хорошую форму – А. К.), пахала на тренировках до седьмого пота, появилась какая-то уверенность, чувствовала, что смогу там выстрелить. В итоге осталась дома – в самый последний момент тренерский штаб национальной сборной остановил свой выбор на россиянке Татьяне Шишкиной. Конечно же, я не националистка, но тогда мне было безумно обидно. Моя мечта, все мои усилия… на них был поставлен крест. Я сильно расстроилась и, можно сказать, угодила в психологическую яму. Пропала та запредельная мотивация, внутри было пусто. Где-то еще год отборолась дома, выиграла очередной чемпионат Казахстана, потом последовало предложение грузинской федерации дзюдо выступать за их страну. Я долго колебалась, но в итоге согласилась. В 2006-м году поехала на чемпионат Европы, который проходил в финском Тампере. Там завершила свое выступление сразу же после первой схватки – проиграла «шидо» итальянке Антонии Куомо (52 кг). Что было дальше? Съездила с грузинскими девчонками на международный турнир в Рим, а потом в возрасте 26 лет приняла решение завершить профессиональную карьеру. Для тех же грузин мое решение стало шоком, поскольку, по их словам, они возлагали на меня большие надежды. Но тогда я устала, мне было психологически тяжело. Я хотела совсем другое. Думала на тот момент: раз ничего не получается, значит, надо уходить. И улетели с Шолпан, которая также завершила свою карьеру, в Канаду, где нам была предложена тренерская работа. Начали там заниматься с детишками. Хотя уже через год сестра вернулась обратно – Федерация дзюдо попросила. Дело в том, что им некого было отправить на Азиатские Игры и чемпионат мира – вышли с предложением на опытную Шолпан. Она, естественно, согласилась. Отборолась еще несколько лет, напоследок даже съездила на пекинскую Олимпиаду. Что касается меня, то тренировать понравилось. Оценила уровень канадского дзюдо, массу интересной и полезной информации почерпнула для себя. Например, у тамошней молодежи много зарубежных стартов, у них нет проблем с выездом. А что наши юноши? Они, мягко говоря, не так часто принимают участие в каких-то международных турнирах. Поэтому потом и проигрывают, потому что приходится вариться в собственном соку.

Возвращение домой

Канаду пришлось покинуть по личным причинам. Провела там где-то полгода. Вернулась в Алматы и, если честно, очень долгое время не могла найти работу в родном городе. Было сложно. Потом решилась на переезд в Астану, где поначалу также пришлось непросто. Работа методистом в ДШНК совсем не радовала, хотела тренировать. В итоге все получилось. Пусть не сразу, но нашла себя в столице, мне очень нравится Астана, теперь это мой дом.

Первые успехи

Тренирую в Астане уже два года, у меня три группы: первая – женская команда 1994-1996 годов рождения (старший тренер), вторая – юноши (тренер) и третья – младшая группа, куда я набираю детей с девяти лет. Достижения? Они, безусловно, есть, но еще совсем скромные (улыбается). Ребята занимают призовые места на республиканском, городском и областном уровне, некоторые из них уже попали в юношескую сборную Казахстана. Конечно, международных побед у нас еще нет, поскольку, по сути, я еще сама молодая. Только-только набираю разгон. Нужны годы, чтобы добиться подобного успеха. Но, уверена, все у меня впереди. Тем более что в моих командах есть много талантливых ребят. В будущем они могут достичь больших высот. С ними я занимаюсь усиленно.

Будущее казахстанского дзюдо

Я не сторонница таких громких заявлений, поэтому скажу в общем. В юношеских командах Казахстана у нас подрастают очень хорошие девочки. Главное – создавать им соответствующие условия и как можно больше возить на всевозможные турниры: ближнего и дальнего зарубежья.

Мечты молодого тренера

Работать с готовыми спортсменами не совсем интересно, поэтому я хочу, чтобы у меня были свои воспитанники, такие ребята, которых бы я начала тренировать с самых низов. И чтобы они потом доросли до национальной сборной, выигрывали большие старты для страны, принимали участие в Олимпийских Играх. Последнее было моей заветной мечтой, ей, к сожалению, не суждено было сбыться. Пусть хоть у моих пацанов и девчонок это получится (улыбается). Как тренер я все для этого сделаю, буду выжимать из себя максимум.

Популярность дзюдо среди детей

В Астане, действительно, очень много ребят, кто хочет посвятить свою жизнь именно дзюдо. И меня это, конечно же, радует. Есть кого тренировать, есть из кого выбирать. Они приходят ко мне с целью добиться больших результатов на татами, моя задача помочь им в этом. Или, скажем, приводят мальчика, про которого другие тренеры говорят: мол, из ничего не выйдет, не трать время впустую. А я категорически с этим не согласна. Почему? Да потому что если я вижу, что у ребенка глаза горят, есть мощнейшее стремление заниматься, но нет хороших физических данных, я всегда его возьму к себе. «Физику» и технику можно подтянуть, это не главное. Желание – вот что важнее всего.

Тренер Айман Калиева: демократ или диктатор, не терпящий возражений

Я считаю, что в нашей работе невозможно быть кем-то одним. Иначе у тебя не будет результата – тебя уволят. Другое дело, когда ты используешь принцип кнута и пряника. На мой взгляд, это самый идеальный вариант. Гарант порядка и хорошей атмосферы внутри коллектива. Ну и психология. Любой тренер просто обязан быть отличным психологом.

Ближайшие соревнования

Чемпионат Казахстана, Спартакиада, областные соревнования. Там ждем от наших ребят хорошего выступления.

Основная задача на 2015-й год

Хочу, чтобы наши дети в следующем году выиграли чемпионат Казахстана. Для нас, тренеров, это основная задача на 2015-й. Потому что золотая медаль откроет им дорогу в сборную, а оттуда и на самые крупные старты – «мир», «Азию». Дальше посмотрим, какие ставить задачи.

Постоянное самосовершенствование

Тренеры бывают разные. Одни не хотят расти, думают, что вылезут на старом багаже, топчутся на месте. Это все сказывается на результатах их учеников — они перестают прогрессировать. Другие же специалисты находятся в постоянном поиске чего-то нового, проходят стажировки, курсы, занимаются самоанализом. Я, конечно же, из этой категории. Потому что хочу вместе со своими ребятами становиться лучше. Какая школа мне нравится? Однозначно, японская. Даже когда сама выступала, моим кумиром была легендарная Риоко Тани (Тамура) — самая титулованная дзюдоистка в истории мирового дзюдо.

Обучение в Сочи

Стажировка получилась очень интересной и плодотворной. Мы многому там научились, занятия для нас проводили преподаватели из Америки, Франции, Греции, России и других стран мира. Их приехало много, целых четырнадцать! Были среди них и олимпийские чемпионы, известные тренера.

Настоящие сестры

Возможно, это прозвучит довольно нескромно, но мне очень нравятся тренировки Шолпан, которая сейчас работает с женщинами в национальной сборной Казахстана (смеется). Иногда даже беру что-то у нее и вношу в свой план занятий. И наоборот. Что-то она может взять у меня. Одним словом, мы постоянно на связи, советуемся по тем или иным вопросам. И это нормально. Это называется взаимопомощь.

Бразильская надежда

На кого буду делать ставку на Олимпийских Играх? К сожалению, из девочек никого не могу отметить, а вот мальчики…. Здесь есть ребята, кому по силам зайти в тройку. Это, в первую очередь, Елдос Сметов, выступающий в весовой категории до 60 кг, и, конечно же, Максим Раков (100 кг) с Азаматом Мукановым (66 кг). Все трое показывают яркую борьбу.

Самое негативное в работе

Когда дети получают травмы. Это просто ужасно. Чувствуешь себя паршиво.

Много нервных клеток съела работа?

Очень много. Когда прихожу домой, чувствую себя, как выжатый лимон (улыбается). Но я не жалуюсь. Мне нравится моя работа. Дзюдо – это ведь я!

Казахстанское дзюдо сегодня

Мы сделали огромный шаг вперед. В Алматы строится первая в казахстанской истории Академия дзюдо, наши мальчики радуют нас своими большими победами на международной арене. Их уже знают в мире, уважают и боятся. Подрастает талантливая молодежь. Все это не может не радовать, поскольку в наше время сегодняшних условий для занятия дзюдо и в помине не было. Нынешнему поколению создана просто запредельная мотивация становиться лучше.

Жизнь вне татами

Там меня ждут две очаровательные принцессы – мои маленькие девочки. Все свободное время я посвящаю им. Они моя жизнь, мое вдохновение, мое счастье. Отдам ли я их в спорт? Почему бы и нет, но только не в дзюдо. Хотя о чем я говорю? Папа тоже не хотел, чтобы мы с сестрой связали свою жизнь с кимоно и татами, а что в итоге получилось?! Так что лучше не зарекаться (улыбается). Мои увлечения, не связанные со спортом? Наверное, я вас разочарую, поскольку я очень люблю подниматься на алматинские горы, а потом и гулять там, любоваться красотой (смеется). Просто раньше у нас там часто проходили учебно-тренировочные сборы, с тех пор и увлеклась.

8 марта. Самый дорогой подарок

Это тот подарок, который мои девочки делают для меня своими руками. Они у меня большие умницы (улыбается).

Что, если бы не дзюдо?

Я бы все равно стала спортсменкой, потому что моими любимыми передачами в детстве, еще до знакомства с дзюдо, были спортивные соревнования, Олимпийские Игры. Я смотрела их, уткнувшись в телевизор. Мне, действительно, это было безумно интересно. Так что другая жизнь, не связанная со спортом, для меня была просто невозможна. Всевышний захотел, чтобы я стала частью этого мира (улыбается).

О чем жалеет Айман Калиева?

Решение о завершении карьеры в 26 лет было ошибочным. После того, как осталась за бортом афинской Олимпиады, нужно было находить в себе новые силы и бороться до конца за место в национальной сборной. Тогда бы я точно не стала выступать за Грузию. Но эти эмоции… особенно у женщин… порой они портят и отравляют нам жизнь…

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *