Известный в республике педагог, заслуженный работник физической культуры, старший тренер женской сборной по дзюдо Дагестана Зайнап Датуева прошла через тернии к звездам и добилась многого в своей жизни. О пути к долгожданному успеху и тренерской деятельности она рассказала в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан/РИА .
– Зайнап Абдулазимовна, тренеров-женщин в единоборствах не так много, а успешных и того меньше. Вы единственная женщина – заслуженный тренер в ЮФО. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в дзюдо?
– В дзюдо я попала случайно. Начинала с волейбола, играла за команду школы, потом института, города, была капитаном городской команды. А затем в моей жизни появилось дзюдо, решила попробовать себя в единоборствах. Проходила я на очередную тренировку через зал, увидела ребят в кимоно, попросила, чтобы взяли и меня. На тот момент я работала в ДГУ преподавателем. А в волейболе я была капитаном городской команды. Кубок «Горянка» – вот последнее соревнование, в котором я приняла участие. Также тренировала в махачкалинской школе №36. Я увидела, как делали броски, вот эту борьбу, захотела попробовать себя в единоборствах. Спустя некоторое время я начала ездить за границу, завоевывать награды. После травмы руки решила набрать группу девочек и тренировать. Я бросила свою предыдущую работу в образовательной сфере и полностью окунулась в дзюдо. Это был 1987 год. Родителям не говорила, они долгое время были уверены, что я занимаюсь волейболом.
– Как Ваши родные и близкие относились к Вашему увлечению?
– Не очень хорошо относились. Моя мама была очень удивлена, когда узнала о дзюдо. Но позже, когда я достигла определенных результатов, смягчилась, уже поддерживала, гордилась.
– Когда Вы перешли к тренерской деятельности, сколько лет Вы уже в этой «стихии»?
– Профессий у меня могло быть много, учебу закончила с отличием. Я стала тренером не от того, что у меня другого не получалось. Я где-то в 1987 году начала тренировать бесплатно, работала помощником тренера, но позже уже сама начала преподавать, стала получать зарплату за это. Через три года будет 30 лет, как я работаю здесь.
– С какого возраста Вы принимаете девочек в секцию по дзюдо?
– Раньше я принимала девочек с 10 лет, но после того, как взяла под опеку 4-летнюю Джавгарат, стала принимать девочек и шести, и восьми лет.
– Много желающих заниматься женским дзюдо?
– С набором группы проблем не возникает, я, наоборот, не принимаю новеньких, потому что выезжаю часто, боюсь, что ребенку я не уделю внимания. Также не набираю большого количества детей, чтобы было удобнее заниматься в зале. Ведь девочки исполняют броски, а при большом количестве людей можно получить травмы, случайно задеть соседа.
– Среди ваших воспитанниц есть те, кто признавался, что занимаются у Вас втайне от родных?
– Честно говоря, таких не было. Обычно родители сами звонят, просят принять. При отказе некоторые настаивали, надоедали. Может, и были, просто они со мной не делились. Я-то спрашиваю у девочек, знают ли родители. Бывало и такое, что после многих тренировок, перед самими соревнованиями родители запрещали продолжать заниматься дзюдо.
– Как Вы считаете, каким должен быть хороший тренер?
– Не надо быть тираном, если тренер старший, это не значит, что он должен заставить что-то делать. Всё должно быть на добрых началах, процесс обучения должен быть творческим. Тренер должен показывать, как нужно себя вести, на своем примере. Единоборства тоже состоят из добра, нужно, чтобы тебе поверил ребенок, хотел встретиться, хотел увидеть – это ведь дорогого стоит. Некоторые говорят, что я излишне сентиментальная, романтичная, но эти вещи тоже дают какую-то подпитку. Многие считают, что надо дать по башке, чтобы работал, боролся. Я считаю, что это неправильно. Я учу девочек, чтобы друг друга поддерживали, помогали, показывали друг другу, как выполнить какой-либо прием, не завидовали, а пытались добиваться результатов. Вышли на борьбу – нужно превратиться в хищника, но не убивать, а добиваться своего, просто так никто ничего тебе не даст.
– Вы тренируете исключительно девочек? Или занимались с мальчиками тоже?
– У меня есть один мальчик, 1998 года рождения, он родственник моих воспитанниц. Восемь лет занимался в Кизилюрте, в соревнованиях не участвовал. Он старается, ходит. Одно время набирала мальчиков, просто в последнее время я сфокусировалась на девочках, которые должны участвовать в соревнованиях, и мало внимания уделяю остальным, а я так не могу тренировать. Одним мальчиком занимаюсь, а так могла бы набрать группу, очень много ребят приходит, говорят, что им рекомендовали именно меня.
– Кого сложнее тренировать: мальчиков или девочек?
– Наверное, девочек. У них случаются капризы. Они своеобразные. С мальчиками как: пришел, поработал, ушел. С девочками нужно больше разговаривать, уделять внимание. Они больше обижаются, эмоциональнее все воспринимают.
– Среди Ваших воспитанниц – победительницы и призеры самых престижных международных соревнований. Расскажите о них.
– Я была действительно успешна, пока Пари не уехала года два назад. Я тяжело перенесла ее переезд, наверное, потому что приняла ее 10-летней девочкой и занималась с ней до 21 года. Думаю, это надо так жизнь прожить: параллельно у меня сын рос, я его даже не замечала, ходила с ней на сборы, 1 сентября ему в школу, а я с ней, ну и так далее. Так что иногда это такая неблагодарная работа. Но вот Джавгарат уже два года ходит, ей шесть уже. У меня воспитывалась Мадина Казакова – чемпионка Паралимпийских игр 2004 года. Она пока единственная в России паралимпийская чемпионка. Сейчас она работает в городском спорткомитете. Мы с ней много ездили, побывали в Англии, Голландии на турнирах. Без отпуска я работаю уже 28 лет. В Азербайджане побывали, в Грузию на три дня поехали на международные сборы. Некоторые девочки недавно в Турцию съездили, Хадижат и Диана заняли первые места. Приняли участие, чтобы девочки увидели и сравнили, как я тренирую, как у них тренировки проходят, как броски отрабатываются. Говоря о моей группе: в Шамхал, Магарамкент приезжаем на городские соревнования, только мои девочки выигрывают и еще пара хасавюртовских. В Турции выиграли, наши броски похвалили. Соперницы моих учениц занимались около 8 лет, а мои только 2 года.
Пари Суракатова – серебряный призер первенства России по дзюдо, призер Европы. Мадина Казакова – чемпионка Паралимпийских игр 2004 года, заняла 3-е место в Пекине. На данный момент единственная паралимпийская чемпионка в России. Мы с ней олимпийский факел несли. Заира Абигасанова – мастер спорта по дзюдо, она и судья сейчас на СКФО. Бари Магомедова – чемпионка СКФО, но на Россию пока не отправила – рановато. Диана Казаматова – 2000 года рождения (14 лет), чемпионка СКФО. Хадижат Гусейнова – 1999 года рождения (15 лет), чемпионка СКФО. Джавгарат Гусейнова – 2008 года рождения (6 лет), чемпионка городского первенства (поселок Шамхал), чемпионка республиканского первенства (Хасавюрт), будет повзрослее – отправим в Турцию.
Хотелось бы, чтобы девочки, когда меня не будет, провели турнир, не забывали меня. На призы, конечно, не получится, так как у нас нет спонсоров, в основном, они все в мужском дзюдо. Нас обделяют в этом плане, но я всегда девочкам говорю, что деньги приходят и уходят, а медали, награды и звания остаются, это важно.