В Челябинске завершился чемпионат мира по дзюдо. В активе женской команды всего одна медаль – в категории до 52 кг бронзу завоевала Наталья Кузютина. Итоги соревнований специально для «СЭ» подвела бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах, а ныне – старший тренер женской сборной Теа Донгузашвили.
– Перед началом чемпионата мира вы говорили, что рассчитываете на две медали. Одна, понятно – от Кузютиной, а вторая?
– Если честно, план мы все-таки выполнили. В Министерстве спорта нам поставили задачу выиграть третье и пятое место. Это было сделано. Мы работаем всего два года и такое начало – хороший шаг. Мужчины, вышли на высочайший уровень, но они работают уже семь-восемь лет. Надеюсь, в следующем олимпийском цикле с женской командой будет тоже самое.
– С характером проблем нет уже сейчас? Как самочувствие у Алены Качоровской?
– Уже лучше. У нее сустав в локте вылетел. Рука висела сама по себе. Во время соревнований ей пришлось прямо на арене делать укол и вправлять обратно. Через 10 минут она снова вышла на татами. Алена громко заявила о себе на этом чемпионате мира, и это воздастся ей в дальнейшем.
– Вариант сняться не рассматривался?
– Чемпионат мира – это не тот турнир, где такое практикуется. Я бы лично вышла в любом состоянии. Лучше понимать, что проиграешь, но выйти, чем отдать победу просто так.
– Вам ведь тоже доводилось бороться с тяжелыми травмами?
– Однажды поехала на чемпионат Европы со сломанным носом и синяками под глазами. Осталась только с бронзой. А выходить через боль – это нормальное для спорта явление. Только сильные добиваются успеха.
– Сила воли – это врожденное качество или тренируемое?
– Решение заняться спортом уже говорит о наличии характера. Нужно, что бы он был. А вот все остальное нарабатывается. Хотя у всех действительно разные исходные данные. Вот Наталья Кузютина будто родилась для спорта. У нее сумасшедший характер! Она своего никогда не отдаст. Ей даже говорить ничего не нужно. А некоторых постоянно приходится подбадривать, хвалить.
– Видите в Кузютиной потенциал выиграть золото в Рио?
– На 200 процентов уверена в этом! Еще есть молодые перспективные девочки в категории до 48 кг. Хорошо была готова уже в Челябинске, но перегорела Юлия Рыжова.
– Сложная тема, которую нельзя не затронуть. Насколько серьезно команду подкосила трагедия, произошедшая с Еленой Иващенко?
– Эта история с Леной – шок для всех нас. Никто даже и помыслить о подобном не мог. Эцио Гамба после Лондона сразу сказал, что ей нужно сделать операцию на коленях – и к Олимпийским играм в Рио она подойдет в суперформе. Мало того, что она была гарантированной медалью в Рио, так и благодаря своему позитиву всегда поддерживала отличную атмосферу в команде. Это самое страшное, что произошло в моей карьере и дай бог, чтобы мы никогда больше не переживали ничего подобного. До сих пор помню, как мне позвонили перед началом тренировки и сообщили о случившемся. Девчонкам нельзя было показывать эмоции, но вскоре они стали походить, спрашивать, что со мной. Кто-то даже хотел позвать врача. По окончанию занятий я всех собрала и все рассказала. Сколько было слез… Это ужас.
– Сколько потребовалось времени, чтобы стало легче?
– Это до сих пор живет с нами, хотя мы на эту тем стараемся больше не говорить. Очень больно.
– В какой момент вы поняли, что стали тренером? Еще в 2012 боролись на чемпионате Европы в Челябинске, а в прошлом году, когда требовалось, выходили на татами в роли спарринг-партнера.
– Я и сейчас в душе спортсменка (улыбается). Когда выходили бороться девочки в тяжелом весе, меня так и тянуло побороться с ними (смеется).
– Может, тогда и не стоило завершать карьеру?
– Возраст уже немолодой, да и детей хочется родить.
– Вас, кстати, можно поздравить с замужеством?
– Да, 1 марта была свадьба. Сейчас любимый в Грузии, а вообще живет в Санкт-Петербурге.
– Вы в родной Грузии часто бываете?
– Раз в год. Вот сейчас как раз после чемпионата мира хочу туда поехать.
– Что тяжелее: тренироваться или тренировать?
– Тренером быть намного сложнее! Когда ты спортсмен, то от тебя требуется только тренироваться, а у тренера очень много функций. Но я ни о чем не жалею. Вокруг меня сейчас великие специалисты! Очень счастлива работать в таком коллективе и учиться у настоящих мастеров. Теперь моя мечта – выиграть золотую олимпийскую медаль с женской командой. Пока это закрытые двери для России, но я надеюсь, в Рио мы их откроем.