В интервью «СЭ» отец и тренер новоиспеченной чемпионки мира Дарьи Белодед рассказал, как они шли к победе в Баку.
— Даша — большая молодец! — подчеркивает Геннадий Белодед. — Она выполнила весь план, который мы разработали на этот год. (Я придерживаюсь той точки зрения, что подготовка спортсмена должна быть расписана чуть ли не поминутно) Да, из-за травмы у нас получился достаточно большой перерыв и мы вынуждены были пропустить чемпионат Европы.
Но сейчас я понимаю, что это было даже к лучшему. Потому что она немного отдохнула, разгрузилась морально и подошла к чемпионату мира в отличной физической форме и хорошем психологическом состоянии.
Я даже сам удивлялся, мы переживаем, а она собранная, уверенная, нацеленная на борьбу и при этом в общении абсолютно спокойная, как в повседневной жизни.
— Слезы после жеребьевки это была минутная слабость?
— Даша очень сильно расстроилась, когда попала на Дистрию Красники. И ее можно было понять. У нас такой вид спорта, что если ты проигрываешь в первой схватке, то можешь ехать домой. А для дочки даже второе место — это уже поражение. В Будапеште она допустила ошибку с Галбадрах.
Проиграть на чемпионате мира второй год подряд для нее было бы сильным психологическим ударом. А тут сразу же такая сильная соперница.
В итоге это была чуть ли не самая тяжелая схватка. Все, кто понимает дзюдо, смотрели ее с огромным интересом. Потому что боролись два лидера. Если бы эта спортсменка из Косово попала в другую группу, думаю, она бы тоже увезла медаль из Баку.
— В интервью перед чемпионатом мира вы были немногословны, сказали, что все ответы мы получим в день борьбы. Но сейчас уже можете сказать, после пяти выигранных в этом году турниров наверняка ведь ждали Дашиной победы и в Баку?
— Скажу так, я всегда в дочку верю. Я знал, что ей по силам победить, но дзюдо — такой вид спорта, что можно банально поскользнуться, может случиться судейская ошибка, что-то пойдет не так: одно замечание, второе, а там уже и дисквалификация. Поэтому за каждую встречу мы очень сильно переживали. И когда все закончилось, у меня было такое чувство, будто я вагон разгрузил.
— Можете сравнить свои ощущения, когда вы сами в 2005 году поднимались на пьедестал почета чемпионата мира и сейчас, когда это сделала Дарья?
— Когда я сам выходил на награждение, это, конечно, тоже были сильные эмоции. Но сейчас радовался намного больше, даже слеза накатывалась. Даша — не единственная моя ученица, я работаю и с другими спортсменами, но ни с кем у меня нет такой связи, как с дочерью. Мы знаем, как она живет, чем она живет. При этом никогда ее не заставляем, она все делает сама. Может, конечно, за советом обратиться, но это редкость, потому что она — очень правильная девочка.
— Когда вы в 2005 году поднимались на пьедестал чемпионата мира, что знала Даша о том, чем занимается ее папа и чего он достиг?
— Она папу видела редко. Это уже когда я закончил спортивную карьеру, то на нее переключился. Возил на тренировки по гимнастике, в бассейн и просто с ней время проводил.
— А медалями она вашими игралась?
— Если честно, не помню. Наверное, они ведь на виду висели. Вот что у нее сразу было видно, так это характер. Она могла подраться на площадке, другие дети потом с ней играть не хотели. А еще она очень рано начала серьезно относиться к спорту, буквально с самого маленького всегда стремилась к победе. Когда выигрывала какие-то соревнования, очень гордилась. А поражение для нее было невероятной трагедией. А еще, что меня всегда в ней удивляло, так это ее полное перевоплощение: в зале она собранная, по-спортивному злая, сошла с татами — веселая, спокойно общается.
— Вы готовы к тому, что теперь к схваткам с ней все соперницы будут очень серьезно готовится?
— Конечно, я вам скажу, к ней уже готовились. Потому что за последние два года она выиграла достаточно «Гран-при» и Grand Slam. На каждом из этих турниров было 60-70 процентов участниц, которые выступали в Баку. А в конце июля в Загребе — чуть ли не 95. Это была как генеральная репетиция перед чемпионатом мира. Даша ее уверенно выиграла.
Да, конечно, теперь на нее будут еще серьезнее настраиваться. Но мы тоже не собираемся стоять на месте. Даша очень много работает, во многом себя ограничивает, мне ее даже жалко немного. Но это ее выбор, наша задача, как тренеров и родителей максимально помочь ей в осуществлении ее мечты.
Этого год был очень тяжелый, травма, много сборов международных и украинских. Но результат показал, что мы не ошиблись, а значит идем по правильному пути. Сейчас весь мир в восторге от Даши. Постараемся с этим справиться и двигаться дальше.